В школе новый директор

Евгений Семёнович ЗаряНа смену замечательному директору Инге Васильевне Шильцовой пришёл новый директор, мужчина, Евгений Семёнович Заря — наш учитель истории, экономики и ОБЖ. У школы есть свои славные традиции: это настоящий дом, где всем уютно, здесь дают прочные знания, всесторонне развивают детей не жалея времени и сил. И доброжелательность и взаимопонимание — есть всё! Но в то же время мы надемся, что с назначением Евгения Семёновича на должность директора, школа получит новый импульс своего развития. Жалко, конечно, расставаться с Ингой Васильевной, но жизнь нас уже приучила, что всё течёт, всё меняется: постоянно идёт обновление оборудования классов, приходят новые ученики и учителя, обновляется и развивается наш любимый район Левобережный. Разумеется, смена директора в любой школе воспринимается болезненно и самим главой школы, и её учителями с учениками.

Но несмотря на происходяшие перемены в жизни школы и общества, для всех работников всегда оставаётся неизменным принцип: «В школе высшая ценность — ученик». И это не случайно, ведь главный капитал страны — образованные люди, а вовсе не нефть и газ, лес и уголь. В Японии и Южной Кореи, Германии и Нидерландах нет таких природных богатств, какими обладает Россия, а люди там живут в десятки раз лучше нас. «Почему?» — спросите вы. Да потому, что они сумели дать своим гражданам современное качественное образование и на этой основе обеспечить экономический рост страны.

Критерий оценки работы директора

О директорах школ пишется не так уж часто, а ведь работа директора адская, требующая эрудиции Аскадии, красоты Афродиты, выносливости Геракла, бескорыстия святой Клары и финансового гения Генри Форда. Любому школьному директору надо ставить памятник просто за то, что он работает. Для меня критерием оценки работы директора является мера его соучастия и сопереживания в жизни детей, искренняя заинтересованность в детях, развитость совести. Если это соучастие есть, если директор ориентирован на проблемы детей, если умеет жить детскими интересами, а не какими-то вопросами карьеры или престижа — всё остальное это уже технические вопросы. Он может даже завалить хозяйственную работу, но это может быть великолепный, добрый человек, прекрасно понимающий, что он делает в содержательном, педагогическом смысле. И ему просто надо помогать.

И я вдруг стал вспоминать имена и судьбы директоров, о школьной жизни которых читал интересные истории, стал собирать воедино кусочки мозаики: события, факты, смешные истории. А когда целое полотно сложилось (ничего серьезного, так, пустяк) — пять историй про директоров школ, в каждой из них есть своя маленькая деталь, в которой раскрывается всё искусство педагогики. Я вдруг увидел человека, с которым всю жизнь хотел работать. Я увидел директора своей мечты.

1. Про болезни учеников

В шестом классе обычной среднеобразовательной школы училась девочка, у которой был сильнейший нейродермит, и никто не знал, что с ней делать. Родители запрещали своим детям играть с этой девочкой — то, что она все время была покрыта какими-то пятнами, вызывало брезгливость и отторжение. А девочка в ответ была страшно агрессивна, со всеми постоянно дралась. Родители писали на имя директора петиции: избавьте наш класс от этого ребенка, мы не хотим, чтобы она училась с нашими детьми! Учителя тоже приходили с непрестанными жалобами на невыносимый характер девочки. Фактически она была превращена в изгоя, и ее откровенно выдавливали из школы.

А у неё в семье была достаточно непростая ситуация. Родители то расходились, то сходились, причем у девочки был особенно тяжелый конфликт с отцом, который её не любил и даже бил. И вот удалось сделать вроде бы простую, но, как оказалось, эффективную вещь. Директор школы убедил директора завода и начальника цеха, где работал отец девочки, «пробить» бесплатную санаторную путевку, по которой отец и дочь смогли бы вдвоем поехать отдыхать. Причем путевка по тем временам была солидная, хорошая — кажется, в Кисловодск. Поразительно, но после этой поездки у девочки все прошло! Оказалось, достаточно одного месяца совместного отдыха отца с «нелюбимой» дочерью, чтобы у них наладилось взаимопонимание, нашелся общий язык, и... нейродермит исчез, как будто его и не было.

2. Про сапоги и пыльный гербарий

Молодой паренёк (студент-заочник) из средней сельской школы пришёл в другую сельскую школу, правда, восьмилетку, пришёл работать учителем. Принёс с собой вместо знаний огромное желание стать учителем настоящим. Он попал в хорошую школу, в которой царил свой особый порядок, поощрялись инициатива и творчество, но и жёстко контролировалось всё — от рабочих планов до наличия на уроке «ненаглядных», как шутили учителя, пособий.

Паренёк ещё только проходил «курс молодого бойца», как директор решила наведаться к нему на урок. В этот день планировали (в случае солнечной погоды) идти в колхоз убирать картошку, поэтому молодой учитель предусмотрительно надел сапоги. Урок прошёл хорошо, директор даже отметила некоторые его успехи. И только в конце добавила:

— Жаль, что гербарий был пыльный и учитель — в сапогах.

Вот и всё. Мимолетная фраза. Прошло много лет. Паренёк сделал блестящую карьеру, о школе вспоминает только по семейным обстоятельствам: жена — учительница. Но урок, преподанный директором, помнит до сих пор. В его начальственном кабинете — ни пылинки, и в любую погоду подчиненные видят его в начищенной обуви.

3. Про плотника в парадном костюме

Очень солидная городская дама привезла свою дочь на работу в сельскую школу. Было пасмурное слякотное утро, и как-то не верилось, что двери школы окажутся открытыми. Оказались. Более того, со второго этажа доносился весёлый перестук молотков. Поднялись по широкой лестнице, увидели бригаду ремонтников. На их вопрос один из рабочих попросил спуститься и подождать внизу: директор скоро будет.

Спустились. Подождали, но директор не заставил их ждать долго. Очень скоро в дверях школы появился элегантный мужчина средних лет с тщательно зачесанными густыми волосами, в парадном костюме и галстуке.

Мамаша как-то очень внимательно и недоверчиво всматривалась в лицо директора, ей казалось, что она уже видела это лицо, видела совсем недавно.
Но вскоре её сомнения развеялись полностью, директор очаровал её речью, манерой общения, а более всего тем, с какой любовью рассказывал о своей школе. И она решила, что дочери с директором повезло.

Она и по сей день не догадывается, что видела директора среди плотников, ремонтировавших школу. В рабочей кепке, сапогах, с молотком в руках он не решился представиться горожанкам. Выбрался на улицу через окно. Сбегал домой, благо в деревне все рядышком, переоделся и предстал в образе директора. Шутка, а говорит о человеке много.

4. Про нестандартные решения

В огромной, двухсменной гимназии директор уделяла особое внимание оценке деятельности учеников. В гимназии никому не грозили отчислением, а пошли совершенно другим путём. Неизмеримо более трудным. Ребёнок там оценивается не с позиций его учебной успешности, а сам по себе. Директор акцентировала внимание, что у каждого ребенка — своя дорога. Главное, чтобы ребёнок с первого класса чувствовал, что он ценен, значим. Ребёнку ставили оценки, сравнивая его не с другими детьми, а с ним самим, вчерашним. Если у него учебный прогресс, если он вчера делал сорок ошибок, а сегодня двадцать — это огромная победа, заслуживающая пятёрки. И ученики постепенно приподнимались, становились успешными.

Директор позволяла своим учителям очень многое. А некоторые вещи просто спровоцировала по отношению к детям. Самое главное, что она сделала, — сумела убедить учителей в том, что все дети разные и что не может быть для всех детей универсально одинаковой планки оценивания и одинакового стиля общения. Например, учитель в начальной школе видит, что дети устали, — и прямо посреди урока выводит их на улицу. И продолжает урок на улице. И такие нестандартные решения директором всячески поощряются. Главное — чтобы учитель хотел и умел общаться с детьми, главное — видеть детей. Всё остальное вторично.

5. И про личную жизнь

Зададим вопрос учительнице, что она помнит из своей молодости про директора её школы, какие у неё ощущения были: что осталось в памяти? На этот простущий вопрос она почему-то отвечает не сразу. Улыбается, да так и застывает с этой блаженной улыбкой, уносясь в свою, теперь уже не очень близкую юность, а потом вдруг заговорит горячо, взволнованно:

— Я страшной спорщицей была. Директор своё доказывает, а я — своё. И так после каждого посещённого урока. А к середине года она совсем неожиданно заявила: «Вижу, что вы уже состоявшийся учитель. Я не стану больше посещать ваши уроки: будете работать на доверии». Так и работаю с тех пор, изо всех сил стараюсь, уж и директор сменился, а я всё боюсь то доверие не оправдать.

Но это не самое главное, что хранит моя память о первом директоре. Главное, она понимала, что мы молодые, нас тянет домой, у нас где-то остались любимые, без которых нам очень одиноко. Мы ещё не втянулись в работу, и неделя нам казалась непомерно длинной.

Поэтому она всегда давала нам второй выходной в субботу или в понедельник. Ворчали старики, вернее, давно работающие учителя, но она умела их убедить, будто и сама была уверена в том, что не может хорошо учить детей человек несчастный. И вот это понимание — самое главное.

Директор — это выбор судьбы

Очень непросто директором быть —
Это же столько проблем разноплановых,
Это ж как нужно школу любить,
Ну, а семью появлением лишь радовать.

Жизнь и деятельность директора школы всегда на виду. Это нравственный ориентир, самый значимый и непререкаемый авторитет для всех, кто имеет отношение к школе. Директор школы — это выбор своей судьбы, решение, основанное на сопричастности к жизни дорогих людей, состоявшийся гражданский выбор, который держится на чувствах, требующих дел и конкретных поступков. А учитель не бывает бывшим, старым или новым. Учитель — это навсегда. Большое спасибо Инге Васильевне за её труд в школе, и на посту директора, и на посту учителя. Инга Васильевна, от души благодарим Вас за неустанную заботу о нашей школе!

--
Истории жизни директоров школ составлены по материалам газет:
  • газета «Первое сентября» № 75 от 1999 года статья Валентины Гусевой (из Ярославской области) «Пять историй про директора».
  • газета «Управление школой» № 4 от 2004 года интервью Александра Лобока с Владимиром Козловым (филолог, директор школы, заведующий отдела образования в Екатеринбурге).