Итоги международной конференции по управлению образованием

Предлагаем ознакомится с отчётом по итогам проведения 11-ой международной конференции «Демократизация управления и безопасность образования: состояние, условия и резервы взаимовлияния». В конференции принимали участие и преподаватели нашей школы.

Демократизация управления и безопасность образования: состояние, условия и резервы взаимовлияния

Отчёт по итогам конференцииПод таким названием прошла 11-я международная научно-практическая конференция в городе Москве 19-21 апреля текущего года. Участники конференции из Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Таджикистан отметили возрастание актуальности двух взаимосвязанных проблем современного образования — обеспечения безопасности участников образовательного процесса и демократизации управления общеобразовательными учреждениями и образовательными системами. Участники конференции констатировали, что эти проблемы в настоящее время и в научных исследованиях, и в массовой практике решаются независимо и без какой-либо связи между собой, что снижает уровень и качество образования, затрудняет обеспечение комплексной безопасности образования и в образовании. Этому же способствует, по мнению учителя из Карачаево-Черкесской Республики Ф. И. Пафова, слабая разработанность технологии развития обоих процессов. В результате слабо предупреждаются, ослабляются и снижаются многочисленные экономические, социальные, информационные, медико-биологические, эпидемиологические, пожарные, травматические и иные угрозы сфере образования, участникам образовательного процесса, обществу и государству.

Некоторые участники международной конференции с большой тревогой обращали внимание на существующие острые проблемы социально-политического и правового характера в масштабах всей России. В частности, председатель совета Центра образования № 1804 города Москвы А. В. Курбатов привлек внимание участников конференции к такому тревожному факту. Впервые в истории России Конституция ограничивает права государства на воспитание. В статье 13 Конституции РФ записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2). Получается, что указанное ограничение по существу перечеркивает весь накопленный опыт организации воспитания в государственных образовательных учреждениях, поскольку как до революции 1917 года, так и после нее воспитание трактовалось как формирование мировоззрения, соответствующего государственной идеологии. Создается парадокс: рассматривая образование как инструмент государственной политики («Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием...», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, стр. 5), государство не имеет возможности использовать традиционные методы влияния на эффективность главной функции образования — воспитание.

Одновременно Конституция РФ гарантирует свободу совести и запрещает цензуру. Это означает, что образовательное учреждение, ранее выполнявшее функции воспитания, опираясь на идеологическую систему государства, и под защитой цензуры, теперь должно осуществлять эту деятельность, рассчитывая только на свои внутренние ресурсы, в условиях жесткой конкуренции со структурами, часто строящими свой бизнес на эксплуатации человеческих слабостей.

Как подчеркивает Н. А. Парницына-Курбатова, педагог вышеназванного Центра образования, «особую опасность представляет использование методов деструктивного воздействия на сознание и подсознание молодежи с помощью средств массовой информации, которые в отсутствие цензуры превратились в сверхмощное средство пропаганды фальшивых ценностей мировой субкультуры» (ничем неограниченная свобода, приоритет денег, узкоэгоистических потребностей, «бери от жизни все», не обращая внимания на окружающих и др.).

Участники конференции обращали внимание на недостаточное финансирование сферы образования со стороны государства. Директор средней школы № 10 г. Бологое Тверской области Л. В. Карандашева с горечью пишет в своей статье, что «к сожалению, в настоящий момент государство не может платить за безопасность наших детей в школе». Она же обращает внимание на то, что в обществе возник дефицит внимания, добра, ласки. Московский педагог из средней школы № 158 С. В. Ивченко обращает внимание на неадекватные воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций, явную и скрытую безнадзорность, проявление асоциальных явлений в поведении детей, психотравмирующие факторы, действующие сегодня в обществе. Зоной опасности сегодня являются такие внешние по отношению к образованию факторы как терроризм, экстремизм, маньяки, дорожные происшествия, форс-мажорные обстоятельства и др.

Однако немало зон опасности существует и внутри сферы образования. К ним участники международной научно-практической конференции отнесли:
  • неразработанность нормативно-правовой базы функционирования безопасного образовательного процесса,
  • почти полное отсутствие научно-методического обеспечения комплексной безопасности участников образовательного процесса,
  • слабая материально-техническая оснащенность учебно-воспитательной деятельности,
  • отсутствие специальной подготовки руководителей и педагогов образовательных учреждений по организации безопасной жизнедеятельности учащихся,
  • закрытость процессов разработки внутриобразовательных документов и односторонность их освещения в средствах массовой информации.

Так, например, заведующая лабораторией Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования доктор педагогических наук И. М. Курдюмова считает, что имеющаяся система образования не способна обеспечить необходимую безопасность участников образовательного процесса потому, что эта система:
  • а) не всегда отслеживает потребности детей: взрослые зачастую подменяют интересы детей своими собственными интересами,
  • б) руководители не имеют достаточно знаний по вопросам сохранения безопасности и не могут в полной мере нести ответственность за действия персонала,
  • в) не налажен обмен информацией между ключевыми органами для эффективной организации работы по обеспечению безопасности,
  • г) персонал недостаточно подготовлен для обеспечения безопасности и благополучия детей; их нельзя рассматривать как специалистов в этой области.

Доцент Омского государственного педагогического университета кандидат педагогических наук О. Л. Осадчук заявляет, что наряду с позитивными педагогическая деятельность имеет и негативные аспекты, характеризующиеся такими определениями, как
  • «педагогическая ошибка»,
  • «педагогическое заблуждение»,
  • «педагогический штамп»,
  • «педагогический миф»,
  • «педагогический конфликт»,
  • «стереотип педагогической деятельности»,
  • «профессиональная деформация педагога»
  • и другие,
влекущие за собой невосполнимый моральный и материальный ущерб детям и окружающим.

Участники международной конференции в принятой ими резолюции отметили, что вышеназванные факторы и обстоятельства негативно влияют также и на развитие демократических процессов в сфере общего образования. Кроме того, здесь проявляются результаты таких неблагоприятных явлений как авторитарность значительной части управленческих кадров в образовании, низкий профессиональный уровень многих руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений по вопросам демократического управления образовательным учреждением, отсутствие финансирования деятельности органов общественного управления и самоуправления в образовательной сфере, отжившие стереотипы мышления, традиции и противоречия между сложившимся представлением о монопольной роли государства в управлении образованием и декларируемой в нормативных документах новой — паритетной ролью общества в управлении образованием. В этих условиях ни в теории, ни в массовой практике образования даже не ставилась проблема повышения качества и эффективности образования в результате взаимосвязанного, согласованного и системного решения обеих проблем.

Мы уверены, что существуют значительные резервы положительного взаимовлияния процессов демократизации управления и безопасности образования. В частности, повышению уровня безопасности участников образовательного процесса могут способствовать такие процессы демократизации, как:
  • разработка и принятие органами общественного управления нормативно-правовых документов, регламентирующих системную организацию безопасной жизнедеятельности учащихся, их родителей и педагогов,
  • вовлечение в общественное управление и самоуправление подавляющей части участников образовательного процесса, что повышает уровень их защищенности и комфортности в нем,
  • расширение участия педагогов, учащихся и их родителей в дежурстве, поддержании порядка и дисциплины в образовательном учреждении и его микрорайоне,
  • привлечение органами общественного управления и самоуправления внебюджетных финансовых средств в целях повышения безопасности участников образовательного процесса и др.

Этот вывод подтверждается опытом работы многих образовательных учреждений Тверской области, города Москвы, города Челябинска, Нижегородской, Омской областей и других территорий. Так, например, доцент Нижегородского института развития образования кандидат педагогических наук Т. А. Криворотова подчеркивает, что внутришкольное управление способно реализовать следующие задачи:
  • а) обеспечение прав каждого человека на личную безопасность,
  • б) своевременное предупреждение проявлений агрессивной и террористической направленности против представителей иной культуры,
  • в) ликвидация условий возникновения явлений криминального характера,
  • г) создание условий для развития инициатив субъектов образовательного процесса по наращиванию демократического потенциала школьной среды.

Заместитель начальника Управления по делам образования города Челябинска Е. А. Коузова считает, что необходимо совершенствование правового поля, определяющего деятельность общественных структур управления образованием, формирование мотивации к изменению характера управленческой деятельности, ибо без изменения характера управления невозможны системные изменения в образовании, а также формирование интереса к решению проблем безопасности у всех участников образовательного процесса, объединенных в органах общественного управления образовательным учреждением.

Упоминавшийся выше омский педагог и ученый О. Л. Осадчук считает, что основополагающим нормативным документом по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса должен стать отраслевой стандарт ОСТ-01-2001, в котором среди основных принципов выделяются:
  • а) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья учащихся,
  • б) профилактическая деятельность всей системы управления обеспечением безопасности образовательного процесса,
  • в) сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда и учебы.
В этом случае одной из основных задач работы администрации школы является обеспечение безопасных условий образовательного процесса, при которых воздействие на учащихся вредных или опасных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативы. Причем, совершенно обязательно взаимодействие администрации и персонала, ответственного за создание безопасных условий обучения (медицинский работник, социальный педагог, валеолог, психолог, учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ) с органами соуправления образовательного учреждения. А среди мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий образовательного процесса, особого внимания требуют:
  • укрепление материально-технической базы школы с целью улучшения безопасных медико-социальных условий;
  • организация питания;
  • соблюдение режимных моментов, требований к составлению расписания и распределению учебной нагрузки;
  • подготовка педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В связи с этим повышается значение мастерства и профессиональной надежности педагога, что в свою очередь требует разработку Концепции профессиональной надежности педагогов. Многие ее аспекты могут и должны решаться в школе в системе педагогического самоуправления, деятельности педсовета, методических советов учителей.

В нашей статье, опубликованной в сборнике материалов международной научно-практической конференции, раскрывается содержание деятельности всех пяти субъектов демократического, государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением (руководителя учреждения, совета учреждения, педагогического совета, органов ученического и родительского самоуправления) по повышению безопасности участников образовательного процесса. Кстати, еще в 2003 году Международной ассоциацией содействия школьным советам совместно с Министерством образования России был изучен и обобщен лучший на тот период опыт организации демократического, государственно-общественного управления в 41-й челябинской школе (директором работал А. И. Кузнецов), обеспечивший высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и безопасность образовательного процесса в школе. Этот опыт был опубликован в двух номерах журнала «Народное образование» и в отдельно изданной в 2003 году брошюре.

В своем выступлении на международной конференции директор средней школы № 177 г. Баку Азербайджанской Республики А. Ш. Мамедова убедительно показала, что функционирование органов школьного самоуправления обеспечивает не только равноправное участие педагогов, учащихся, их родителей в управлении школой, но и обуславливает безопасность субъектов и объектов образования. В ее школе безопасность образовательного процесса осуществляется за счет:
  • а) повышения ответственности и дисциплины учащихся, участвующих в работе органов ученического самоуправления,
  • б) улучшения взаимопонимания между педагогами и учащимися в процессе их совместной деятельности в органах общественного управления,
  • в) развития инициативы и мастерства педагогов,
  • г) лучшего понимания проблем школы со стороны родителей, повышения их интереса к школе, улучшения взаимодействия с педагогами и своими детьми в органах общественного управления школой.

Заведующий кафедрой Минского государственного института повышения квалификации педагогов кандидат философских наук Л. Г. Кравченко и менеджер по консалтингу из города Минска Л. В. Зинкевич считают, что безопасность образования обеспечивается:
  • высоким уровнем правовой культуры всех участников образовательного процесса,
  • уровнем демократизации отношений,
  • нравственно-психологическим климатом в коллективе,
  • наличием четкой нормативно-правовой базы, обеспечивающей соблюдение прав и обязанностей субъектов образовательного процесса.

Директор средней школы № 104 города Челябинска О. В. Петрова в своей статье раскрыла организованную в школе целостную систему самореализации личности учащегося, ориентированного на толерантное поведение — через организацию ученического самоуправления, физического и духовного развития школьников, их интеллектуальное развитие и др.

Упоминавшийся выше московский педагог А. В. Курбатов на основе многолетнего опыта работы утверждает, что деятельность органов школьного самоуправления по выявлению, анализу, формированию и реалии зации общих ценностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса может рассматриваться как эффективная система обеспечения информационной безопасности человека, общества и государства в условиях деидеологизации и деполитизации воспитания, а также противодействия агрессивности информационной среды, воспитания социоориентированного мировоззрения учащихся в противовес эгоцентрическому мировоззрению.

Участники международной научно-практической конференции в своей резолюции отметили также, что безопасные условия, в свою очередь, способствуют развитию демократических процессов в управлении общеобразовательными учреждениями. В частности:
  • ослабляются неблагоприятные воздействия всевозможных рисков и помех коллективной деятельности взрослых и детей,
  • усиливается мотивация процессов самоутверждения, самореализации и самоактуализации детей и взрослых через участие в деятельности различных форм общественного управления и самоуправления,
  • расширяется поле для проявления общественной активности и самодеятельности, реализации прав и обязанностей участников образовательного процесса и т.д. Этот вывод был подтвержден опытом работы многих участников конференции.

Директор Ягульской средней школы Удмуртской Республики И. С. Ларионова поделилась опытом разработки и введения в действие Положения по обеспечению охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса. Созданный в школе Попечительский совет позволил начать работу по повышению безопасности участников образовательного процесса.

Инспектор Конаковского районного управления образования Тверской области Л. Н. Кулиева и директор Завидовской средней школы этого же района З. Д. Тетеркина в совместной статье раскрыли систему деятельности по обеспечению пространства безопасности каждому участнику образовательного процесса. В нее они включают:
  • организацию санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • организацию безопасности образовательного и производственного процессов, пожарной и электробезопасности (ежегодная приемка школ к началу учебного года, ежегодные проверки совместно с соответствующими организациями, обеспечение безопасности при работе с ИНТЕРНЕТ, обсуждение и утверждение годовых календарных учебных графиков работы школ, режимов учебных недель);
  • организацию безопасного подвоза учащихся и безопасности на дорогах, на воде в период каникул;
  • организацию деятельности по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической деятельности в образовательных учреждениях;
  • организацию преподавания курса ОБЖ;
  • организацию взаимодействия с районными (городскими) организациями и структурами.
Вся эта деятельность самым положительным образом сказывается на развитии демократических процессов: как указанная школа, так и весь Конаковский район известны высоким уровнем развития демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Реальным резервом повышения безопасности участников образовательного процесса может быть использование положительно зарекомендовавших себя в ряде школ форм и приемов деятельности. Например, в средней школе № 158 города Москвы (директор И. В. Шильцова, заместитель директора по обеспечению безопасности Е. С. Заря) создан Совет по профилактике правонарушений, который в соответствии с принятой в школе Программой осуществляет профилактику наркомании и токсикомании:
  • ведет работу по выявлению учащихся, находящихся в социально-опасном положении, по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские организации;
  • организует пропаганду здорового образа жизни;
  • занимается организацией досуга учащихся и др.

В средней школе № 1 г. Конаково Тверской области (директор И. В. Тихомирова) в целях восполнения недостаточного жизненного опыта учащихся систематически проводится их инструктаж по технике безопасности, осуществляемый как педагогами, так и старшеклассниками, членами штаба порядка, что предупреждает их возможные ошибки. В сборнике материалов международной конференции в статьях уже упоминавшейся выше И. М. Курдюмовой и ее аспирантки Л. Р. Бойко приводятся примеры из практики функционирования образовательной системы Великобритании, которые могут творчески использоваться и в нашей отечественной системе образования. Так, в Великобритании в 2004 году был принят Закон о детях, в котором четко расписаны все обязанности ключевых деятелей и организаций по обеспечению безопасности, и принята тогда же Десятилетняя Стратегия заботы о детях. А еще раньше, в 1995 году в министерстве образования была создана рабочая группа по школьной безопасности, среди задач которой стало выявление положительных примеров поддержания безопасности внутри и вокруг школ, создание рекомендаций по ее обеспечению.

Однако, использование только отдельных форм, средств или направлений деятельности по обеспечению безопасности участников образовательного процесса не принесет нам ожидаемых результатов. Необходим комплексный подход в этой работе. Общеобразовательное учреждение призвано заниматься обеспечением комплексной безопасности, которая, по мнению заместителя директора по безопасности 158-й московской школы Е. С. Зари, включает в себя следующие аспекты:
  • антитеррористическую безопасность и защищенность (составление паспорта АТБ ОУ с ситуационными планами, координация работы с охранными структурами (ЧОП, ОВО, сторожа), взаимодействие с силовыми структурами (ОВД, УФСБ), работа с комиссией по антитеррору, проведение КШУ и т.д.),
  • безопасность в вопросах ГОЧС (составление календарных планов, взаимодействие со всеми службами МЧС, обучение персонала, взаимодействие с местными органами власти по вопросам ГОЧС, участие в соответствующих соревнованиях и т.д.),
  • пожарную безопасность (оснащенность противопожарным оборудованием, функционирование всех противопожарных систем, взаимодействие с представителями Госпожнадзора МЧС, работа с пожарной дружиной ОУ, обучение персонала, проведение учений и тренировок),
  • безопасность в вопросах, касающихся ПДД и их соблюдения.

В сборнике материалов международной научно-практической конференции опубликована статья начальника направления «Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения» Центра стратегических исследований гражданской защиты населения МЧС России кандидата технических наук Р. А. Дурнева. Ряд положений и определений, содержащихся в этой статье, будут, на мой взгляд, полезны и для нас, участников данной конференции. Под безопасностью он предлагает понимать состояние защищенности, при котором все риски не превышают допустимых значений. Он вводит понятие культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), как уровня развития человека и общества, характеризуемого значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. Их Центр разработал Концепцию формирования культуры безопасности жизнедеятельности, мультимедийные и электронные учебники, мультфильмы, компьютерные обучающие программы по безопасности жизнедеятельности и другую продукцию, которую нам всем необходимо использовать в данной работе.

Нельзя не остановиться и на таком важном аспекте рассматриваемой проблемы как воспитание безопасной личности, идеи которой сформулировали ученые Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич Безопасная личность — это личность, которая способна:
  • мобильно реагировать на все изменения в обществе, изменяться в соответствии с требованиями общества и самому влиять на изменения общества,
  • быть проводником общечеловеческих ценностей, необходимых для устойчивого развития личности, общества, мира,
  • ценить мир, сохранять его для будущих поколений, адаптироваться к жизни в современном обществе, обеспечив собственную безопасность,
  • интегрироваться в обществе, обеспечивая безопасность окружающих и природной среды,
  • осознавать, что каждое локальное действие ведет за собой глобальную ответственность поколений. Кратко: безопасная личность — это личность, не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.

В сборнике материалов международной конференции опубликована статья директора средней школы № 21 города Челябинска А. А. Веденеевой, в которой достаточно убедительно раскрыт опыт воспитания безопасной личности в этой школе. Считаю, что мы на международной конференции мало уделили внимания данной проблеме. Близкую к позиции А. А. Веденеевой позицию занимает директор средней школы № 1 г. Конаково И. В. Тихомирова, которая вместе с педколлективом занимается формированием навыков безопасного поведения. Опыт этой работы изложен в том же сборнике международной конференции.

К сожалению, на международной конференции практически никто не поднимал проблему безопасного образования, которая тем не менее существует. Хочется уделить внимание этому аспекту рассматриваемой темы. В свою очередь, хочу привести один конкретный пример того, что и образование может быть опасным.

В газете «Известия» за № 51 от 24 марта 2006 года опубликован большой материал под заголовком «Растление малолетних за бюджетные деньги», в котором описывается острый конфликт между семьей и школой в городе Екатеринбурге. 6 тысяч родителей учащихся школ города потребовали прекратить в школах «пропаганду здорового образа жизни», осуществляемую в процессе реализации учебной программы «Ресурсы здоровья». Эта программа была одобрена Министерством образования России, для ее осуществления 5626 учителей города прошли соответствующее обучение в методическом центре «Холис». Эта программа преподается детям 1-11 классов в рамках обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (30 часов), а также в качестве внеклассной работы (60 часов). В процессе обучения учащиеся вступают в виртуальные сексуальные контакты.

В экспертном заключении отделения детской наркологии ННЦ наркологии Росздрава РФ отмечается, что «антинаркотические установки, предлагаемые в занятии, невнятны и неубедительны и полностью дезавуируются наркотическим воздействием».

В заключении Центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского отмечено: «Содержание указанных мультфильмов (из указанной программы) оказывает разрушительное воздействие на психику детей, формируя негативные, асоциальные ценностные ориентации и психические установки, то есть обратные заявляемым....». Действия сотрудников центра «Холис» образуют состав преступления, предусмотренного статьей 135 «Развратные действия» УК РФ, устанавливающей ответственность за совершение развратных действий без применения насилия... в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста«.

Из экспертизы Академии госслужбы при президенте РФ: «По существу, главная направленность методик, внедряемых „Холисом“, — принудительное сокращение рождаемости и численности населения в государствах, где они реализуются».

Так, только на одном этом примере мы видим, что в сфере отечественного образования могут и осуществляются процессы, представляющие серьезные угрозы безопасности человеку, обществу и государству. Одной из причин такого положения участники международной конференции назвали отсутствие необходимого контроля общества за действиями чиновников различного ранга, механизма воздействия институтов гражданского общества на государственные учреждения, отсутствие соответствующих нормативно-правовых документов, которые регламентировали бы осуществление такого контроля со стороны общества.

--
Итоги конференции подводил профессор Вениамин Иванович Бочкарев, доктор педагогических наук, начальник отдела Института безопасности образования Российского государственного социального университета (РГСУ) (г. Москва), президент Международной ассоциации содействия школьным советам (МАСШС).