Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества — социально-экономической, политической, культурной — затронули и систему образования в целом, и отношения между людьми, включенными в эту систему. В 2006-2007 учебном году деятельность педколлектива школы № 158 была направлена на реализацию программ «Модернизация Российского образования до 2010 года», «Столичное образование-4», развитие национального проекта «Образование».
Усилия коллектива постоянно были направлены на работу по созданию условий для обучения, воспитания и развития детей не одинаково здоровых, разной степени подготовки к школе, разных способностей, способов мышления, с разной способностью применять полученные знания в нестандартных ситуациях и новых условиях, по-разному умеющих работать творчески и самостоятельно. Учет психо-физических возможностей ребят, переход их в зону ближайшего развития, дифференцированная помощь каждому на уроках, факультативных занятиях, кружках — вот те условия, которые позволяли осуществить доступность образования. Наибольших результатов по обучению, воспитанию и развитию обучающихся достигли учителя: С. А. Селезнева, И. Б. Андреева, Е. К. Авласова, В. И. Коваленко, Л. А. Овакимян, В. П. Уткина, Л. В. Шелепина, Г. И. Запорожец, Л. Г. Андреева, И. В. Ефимова, О. Н. Козлова, М. В. Власова, Н. О. Орлова, Г. А. Волкова, Б. С. Швидкая, Н. В. Ефимова, И. Н. Теплостанская, Н. А. Петракова, Т. М. Бабкина.
По итогам 2006-2007 учебного года все учащиеся закончили школу или перешли в следующий класс, чему способствовала работа вышеназванных учителей по адаптации неуспешных детей из неблагополучных семей к процессам обучения, воспитания и развития. Качество знаний — 47%. Неуспешность ученика нельзя объяснить только проблемами в семье. Очень многое зависит от учителя, от его профессионального уровня, квалификации, духовной культуры, психологического настроя. Причиной неуспешности ученика может быть и то, что данная педагогическая технология не адекватна для данного ребенка.
С младших классов ученику должна быть предоставлена возможность реализовать свое право на получение образования, соответствующее его природным задаткам.
Творчески работающие педагоги пришли к выводу, что ребенка нельзя обучить, воспитать, развить из вне, каждому из нас нужно научиться стимулировать его на это — на саморазвитие, самовоспитание, самообучение. Научить механизму стимулирования — рефлексии, научить самооценке учебной деятельности, пониманию своей роли в этой деятельности, самооценке результатов. В формировании этих навыков важна деятельность педагога-психолога, учителя, логопеда, социального педагога.
В 2006-2007 учебном году продолжена работа по тестированию учащихся на креативность (творчество).
Интерес к проблемам творчества, а через него к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности, проявляется в основном в поиске общих закономерностей развития творческого воображения. Однако основное внимание в этом вопросе уделялось поиску общих закономерностей сохранения здоровья через физиологию и физкультуру. Если научить подростка оперировать мысленно формой предметов и цветом — это поможет ему развивать воображение, а развитое творческое воображение — это преобразование представлений (образов), это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. «Дети часто рисуют не своеобразное, а стандартное. И все же развивать у них способность видеть и ценить своеобразие своих рисунков можно, и чем раньше, тем лучше» (Ю. Полуянов «Искусство в школе» № 5, 1997 год, стр. 28). Воображение человека выстраивает в его сознании последовательность картин по ассоциациям.
При поддержке завуча начальной школы Людмилы Васильевны Шелепиной два года назад в классах начальной школы были введены специальные задания с использованием изобразительной деятельности. Занятия проводятся систематически, один раз в неделю.
В одном первом классе мы открыли группу развития, где сочетание гимнастики, психогимнастики и рисования, помогли первоклассникам легко пройти адаптационный период, научиться слушать, видеть, чувствовать и адекватно реагировать на информацию. В другом классе, ввели рисование формы приемом кудряшек (Н. И. Романова, Т. В. Огонькова). Учителя: Т. М. Бабкина, Ю. А. Жицкая.
Характерной особенностью подростков является готовность и способность ко многим видам обучения как теоретическим, так и практическим. Чтобы познавательные интересы подростков выходили за рамки учебных использовался практический «мини-тренинг», направленный на формирование их теоретического отношения к миру, предметам, к познанию себя, отношение к самому себе, к своим поступкам, к анализу и оценке себя и других. Также в прошедшем учебном году в школе начал работать психологический клуб для родителей и первоклассников, который охватывает всех участников образовательного процесса.
Учителя О. Н. Козлова, С. А. Селезнева, И. В. Ефимова, Н. В. Ефимова, И. Н. Теплостанская, Л. А. Овакимян, Г. А. Волкова, Б. С. Швидкая, Г. И. Запорожец, Т. М. Бабкина, Н. А. Петракова, Л. Г. Андреева, Л. В. Шелепина, Е. К. Авласова использовали на нетрадиционных уроках различные формы познавательной деятельности, обеспечивали свободу самовыражения и выбора для учеников, стремились реализовать идеи гуманизации и демократизации образования. Многие учителя нашей школы убедились в том, что вести обучение по устаревшим схемам нельзя. Учитель на современном этапе образования выступает как инструмент педагогической технологии. Конечно, было очень трудно отказаться от формулировки: «ученики должны усвоить, выполнить». Единственная возможность достичь взаимопонимания — организовать такую ученическую работу, в результате которой, дети и усвоят, и запомнят, и выполнят. Не все учителя умеют организовать такую урочную деятельность, где нужен разнообразный материал, применять разнообразные формы коллективной работы и многообразные критерии и способы контроля за ходом работы, которыми могли бы пользоваться сами ученики.
Главной фигурой в образовательной системе является преподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом, поэтому так важен его профессионализм. Что понимается под профессионализмом учителя в современных условиях? Это проектная деятельность, гуманитарная инженерия, управленческая деятельность, способность к рефлексии. Исследования ученых показали, что высшего мастерства могут достичь те учителя, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также в деятельности коллег и обучающихся.
Учителя нашей школы в течение минувшего учебного года подтверждали свой профессионализм, заканчивая курсы повышения квалификации, проблемные и тематические курсы в Московском институте открытого образования (МИОО), педагогических институтах, аспирантуре, РАО, повышая или подтверждая квалификационные разряды.
Учились в 2006-2007 учебном году | |
М. В. Власова, Т. В. Огонькова, И. В. Ефимова, А. С. Кастандян | |
Подтвердили квалификационную категорию | |
Т. Т. Демиденко и Л. В. Шелепин | |
Повысили квалификационную категорию | |
Т. М. Бабкина | 1 категория |
Т. М. Бабкина | высшая категория |
Н. А. Петракова | 14 разряд |
Л. Г. Андреева | высшая категория |
Г. И. Запорожец | 14 разряд |
В 2007-2008 учебном году выразили желание обучаться | |
Е. С. Заря | по нормативному финансированию, по ГПД |
Л. В. Шелепина | по географии |
Н. А. Викуленкова | по математике |
И. И. Соколова | по иностранному языку |
Уточнения по курсовой системе предполагаются в сентябре 2007 года.
по русскому языку и математике | 100% | качество 78% | учителя И. Н. Теплостанская и Ю. А. Жицкая |
русский язык | 100% | качество 63% | учитель Е. К. Авласова |
алгебра | 100% | качество 74% | учитель Н. А. Викуленкова |
физика | 100% | качество 51% | учитель Т. Т. Демиденко |
история | 100% | качество 87% | учитель О. Н. Козлова |
география | 100% | качество 95% | учитель Л. Г. Андреева |
обществознание | 100% | качество 94% | учитель Е. С. Заря |
русский язык | 100% | качество 46% | учитель И. Б. Андреева |
математика | 93% | качество 82% | учитель Н. А. Викуленкова |
физика | 96% | качество 84% | учитель Г. А. Волкова |
история | 100% | качество 95% | учитель О. Н. Козлова |
химия | 100% | качество 90% | учитель Г. И. Запорожец |
биология | 100% | качество 96% | учитель Е. Е. Тананова |
Достижение положительных результатов обеспечено за счет работы методических советов. Как одного из важнейших условий повышения качества образовательных программ (ОП). В ОП принимаются новые технологии — это поисково-исследовательские, игровые, проектная технология. Направления работы методического совета (МС) соответствуют главной цели образовательной программы. Результатом методической работы в СОШ № 158 является наличие публикаций, материалов с обобщением опыта работы по 2-м направлениям инновационной деятельности. Кроме отдельных статей, ранее опубликованных в сборниках по итогам работы с ИХО и ИУО РАО, в состоящий из статей учителей нашей школы (14 статей).
Анализ документации при лицензировании школы показал, что устав школы, образовательная программа, учебный план с таблицей распределения часов школьного компонента, годовой план работы, расписание уроков и внеурочной деятельности и т. д. соответствуют нормам СанПина, всем документам, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.
Гимназические (5 «б», 6 «б», 7 «б», 9 «б», 10 «б», 11 «б») | работали по шестидневной неделе. |
Остальные классы | учились по пятидневной рабочей неделе. |
Недельная учебная нагрузка была распределена в соответствии с утвержденным учебным планом. |
При проверке классных журналов по плану ВШК зам. директора отмечали, лист здоровья заполнен во всех классных журналах врачом школы. Участие детей в секциях, если они в них занимаются, указано. 35% учащихся занимались в секциях за пределами школы. Составлен график проведения занятий.
Расписание перемен в соответствии с правилами СанПина: | |
1-ая | 9.15 — 9.25 |
2-ая | 10.10 — 10.30 |
3-я | 11.15 — 11.35 |
4-ая | 12.20 — 12.30 |
5-ая | 13.15 — 13.25 |
6-ая | 14.10 — 14.30 |
В течение прошедшего учебного года на надомном обучении находились 6 человек. Один из них — инвалид детства. | |
1 человек | 2 класс |
2 человека | 10 класс |
1 человек | 5 класс |
1 человек | 9 класс |
1 человек | находится на семейном обучении (10 класс) |
Расписание на 2006-2007 учебный год было составлено с учетом нагрузки учителей и их возможностями посещения больных учащихся. | |
В 1-4 классах | учебная нагрузка распределена из расчета 8 часов в неделю |
В 5-9 классах | нагрузка распределяется из расчета 10 часов в неделю |
В 10-11 классах | — 12 часов в неделю |
Все дети, находящиеся на надомном обучении не изучали ОБЖ, технологию, физкультуру, музыку. Контроль за уровнем обученности этих учеников осуществлялся заместителями директора по УВР. Известно, что неудачи в учебе, невозможность соответствовать требованиям учителя — главный фактор стресса для ученика.
Очень важен эмоциональный фон урока, его морально-психологический климат. Созданию комфортной обстановки на уроке, а значит и сохранению здоровья ученика и учителя, является взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество между всеми субъектами образовательного процесса. А результат такого сотрудничества — преодоление неуспешности и повышение качества образования, сохранение здоровья ученика и учителя. Формы получения образования (урочная, внеурочная, внеклассная, внешкольная) способствовали осуществлению образовательного процесса, основанного на равных возможностях для всех обучающихся. Одной из частично решенных проблем в закончившемся учебном году было вовлечение членов педагогического коллектива в инновационную деятельность с целью повышения качества и эффективности образования, воспитания мотивированных и одаренных детей.
В сегодняшних условиях пересмотра нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национальным и культурным традициям народа и их возрождении в контексте общечеловеческой культуры. Снова наблюдается тяга к красоте (в мире, людях, отношениях, поведении), к эстетическому началу, лежащему в основе нравственного поведения, поэтому методическое сотрудничество и опытно-экспериментальная деятельность учителей (И. В. Ефимовой, Т. М. Бабкиной, Н. В. Ефимовой, С. А. Селезневой, О. Н. Козловой, Л. А. Овакимян под руководством к. п.н. Е. А. Ермолинской) по разработке и внедрению программы художественного и творческого развития школьников на базе РАО дает возможность решать поставленные задачи. Включились в эту деятельность учителя Е. К. Авласова, Б. С. Швидкая. Решение в течение года проблемы — интеграция в процессе поликультурного образования — дало возможность создать интегративную программу для 5-го, 6, 7, 8, 10, 11 гимназических классов по предметам народная культура, русский язык и литература, изобразительное искусство, история, МХК.
Современные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабно, каждому ребенку дать полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями, интеграция помогает реализовать стоящие сейчас перед учителями задачи нравственного, эстетического, культурного, экологического и гражданского воспитания. Интегрированные формы обучения, позволившие выстроить преемственность урочной и внеурочной формы обучения, базового и дополнительного образования. Сотрудничество педагогов Н. В. Ефимовой, С. А. Селезневой, О. Н. Козловой, В. И. Сафроновой, Н. И. Ефимовой, Т. М. Бабкиной, детей и родителей при постановке художественных событий представляют собой образцы гармонизации классной урочной и внеурочной работы с учениками по закреплению и обогащению знаний по интегрированным предметам.
Целью работы воспитательного отдела школы, возглавляемого И. А. Ивановой, в состав которого входили О. А. Мещанчикова, Е. С. Заря, В. В. Журавлев, М. В. Власова, классные руководители 1-11 классов, было повышение уровня воспитанности обучающихся.
В течение года продолжалась отработка моделей и механизмов взаимодействия школы с детскими общественными организациями в районе и округе. Назвать пока это взаимодействие на хорошем уровне нельзя, но были общие мероприятия, соревнования, встречи с молодежной организацией при Управе района «Левобережный». В дальнейшем в 2007-2008 учебном году это взаимодействие должно получить развитие.
Администрация школы придерживается мнения, что управление образовательным учреждением — это управление целостной системой, развивающейся в пространстве и во времени, в которой есть собственные источники самоорганизации, саморазвития, саморегуляции. Проблема управления — оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения. Для решения задач управления отработана схема соуправления администрации и Совета школы, осуществляется соуправление по принципу равностороннего треугольника всех субъектов образовательного процесса, однако участие родителей в соуправление и ОУ пока не достаточно. В 2007-2008 учебном году следует работать в направлении привлечения родителей (начиная с советов классов) в государственно-общественное управление школой (школьный совет родительской общественности), в попечительский совет, в направлении научного учета результатов этой деятельности совместно с лабораторией государственно-общественного управления РАО.
В апреле 2007 года, как и ежегодно, приняли активное участие в конференции Международной ассоциации содействия школьным советам (МАСШС) по теме: «Демократизация и безопасность образовательного процесса». Открытое педагогического совета школы 25 апреля 2006 года в присутствии гостей из регионов и городов России получило положительную оценку присутствующих, которая прозвучала при вручении школе грамоты на Пленарном заседании третьего дня работы конференции МАСШС. Руководители заседанием С. В. Ивченко, С. А. Селезнева, И. А. Иванова, Е. С. Заря. Не ссылаясь на объективные причины, каждому необходимо почувствовать всю меру ответственности за здоровье, жизнь, воспитание, обучение детей. У нас фактически не работает методобъединение классных руководителей по возрастным группам, на переменах дети часто предоставлены сами себе, отсюда — возросло количество травм. Не регулярно проводятся классные часы, в некоторых классах посещаемость родительских собраний мала, в ряде классов не действует совет класса в полную силу. В учебном процессе недостаточно используется исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний, не активно ведется работа по внедрению предпрофильного и профильного обучения, по внедрению новых форм аттестации выпускников по Единому государственному экзамену (ЕГЭ).