Экспериментальная работа в школе

Тема и участники

ГБОУ СОШ № 158 является экспериментальной площадкой второго уровня в городской экспериментальной инновационной сети по теме: «Перспективы развития художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве мегаполиса».

Научные руководители сети:

  • Питерских А.С., Засл. деятель искусств, зам. директора ЦНХО, проф. ИСИ;
  • Фоминова М.А., к.п.н., доцент, зав. каф. культурологии и эстетического образования МИОО;
  • Савенкова Л.Г., д.п.н., проф., член-корр. РАО, зам. директора по научной работе ИХО РАО.

Научный руководитель: доцент кафедры интеграции искусств и мировой художественной культуры учреждения Российской Академии Наук Института художественного образования , к.п.н. Ермолинская Елена Александровна.

Тема школы: «Интегративное преподавание предметов гуманитарного цикла как условие формирование среды обучения и построение модели Школы Будущего».

В состав инновационной сети входят следующие учреждения: ГОУ ЦО №1492 ЮЗАО; КМТИ № 61, ГОУ СОШ № 875, ГОУ ЦО 324 ЗАО; ГОУ ЦО «Полюс» № 504, ГОУ СОШ №996 ЮАО; ГОУ ЦО №1601 САО; ГОУ ЦО №1482 , ГОУ СОШ №1188, ГОУ СОШ №1122, ГОУ Прогимназия 1819 СВАО; ГОУ ЦО № 1637 ВАО ; ГОУ СОШ №1057, 1089 СЗАО; ГОУ СОШ № 1245, Прогимназия 1706 ЮАО; ГОУ СОШ №211 , ГОУ СОШ №158САО, ГОУ гимназия №1570 , 1882, ДОУ №1521, шк.-интернат №2, ДЮЦ «Войковский», НОУ «Лучик», «Петровская школа» САО; ГОУ Прогимназия №1717, ГОУ СОШ №1913 ЗелАО; СОШ №1950, ГОУ СОШ №498, ГОУ ДОУ №936,1733,2555,1155,1089,681 ЦАО; ГОУ ЦРР №1818, ГОУ ДС №1073, ГОУ ДС №1098, ГОУ ЦО №1470 СВАО ; ГОУ СОШ №1003, ГОУ ДОУ № 2637, ГОУ НШДС № 1659 ЗАО; ГОУ СОШ №1311 ЮЗАО; ГОУ школа-интернат. № 16, ГОУ Гимназия № 1531 ДО г.Москвы; ГОУ СОШ№ 1882 САО; ГОУ ДОУ №637 СЗАО.

23.06.09 приказом за №548 была открыта ГЭП – 2, т.о. 2011-2012 учебный год – это 3-ий год работы ГЭП-2.

Список учителей-экспериментаторов ГБОУ СОШ № 158

  • Шелепина Л.В.
  • Ефимова Н.В – учитель начальных классов, зам. дир.по ЭД
  • Теплостанская И.Н. - учитель начальных классов
  • Сафронова В.И. – педагог-организатор
  • Бабкина Т.М. - учитель начальных классов
  • Петракова Н.А. - учитель начальных классов
  • Боглаева В.С. - учитель начальных классов
  • Васильева Н.А. - учитель начальных классов
  • Селезнёва С.А. - учитель русского языка и литературы
  • Савельева И.Н. – учитель истории, зам. дир. по безопасности
  • Ефимова И.В. - учитель ИЗО, МХК, зам. дир.по ЭД
  • Ивченко С.В. . - учитель русского языка и литературы, зам. дир. по ВР
  • Авласова Е.К. . - учитель русского языка и литературы
  • Козлова О.Н. – учитель истории, зам. дир. по УР
  • Швидкая Б.С. – учитель иностранного языка
  • Терехова С.А. . – учитель иностранного языка
  • Овакимян Л.А. – учитель технологии
  • Запорожец Г.И. – учитель химии

Цель

Целью внедрения эксперимента в ГОУ СОШ № 158 было – создание нового комфортного образовательного пространства школы и выстраивания детско-взрослой общности на позициях сотрудничества, деятельностно-творческом подходе к обучению и междисциплинарной интеграции как одной из инновационных форм обучения, использования социо-игровых технологий, активизации потребности учащегося в саморазвитии, самореализации. Разработка моделей интеграции проектно–исследовательской деятельности образовательной области «Искусство» во всех сферах школьной практики. Выход эксперимента за рамки школьно-урочной системы (взаимодействие с системой дополнительного образования, внеурочными формами работы).

Эксперимент направлен на повышение качества образования, общей культуры личности выпускника, воспитание духовно-нравственных черт личности.

Решаемая проблема.

За основу экспериментальной работы была взята концепция развития художественно–эстетического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Реализация концепции художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Художественно–эстетическое образование становится основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Основные результаты разработки.

А) Результат эксперимента для учащихся.

  • повышение качества образовательного процесса за счет расширения методической вариативности образовательного процесса;
  • интеграция учебного процесса в пределах учебных предметов и с дополнительным образованием;
  • проектно – исследовательская деятельность, как универсальная творческая форма;
  • формирование гармоничной детско-взрослой общности - ученик-педагог-родитель;
  • создание образовательной среды для творческой самореализации личности;
  • формирование духовно-нравственных, эстетических и художественных основ личности;
  • повышение уровня знаний выпускника школы;
  • конструирование новых форм построения образовательного процесса способствующих формированию ключевых компетенций и метапредметных знаний, умений, навыков;
  • стимулирование личностной мотивации к обучению, формирование способности к адекватной самооценке учащихся;
  • создание ситуаций успеха в творческих, публичных, театрально-игровых, проектных и иных формах учебно-образовательной деятельности с последующим их анализом и обращении к позитивным характеристикам каждого ученика;
  • формирование условий личностного роста учащихся реализации культурологических аспектов образования, патриотического воспитания, становления мировоззренческих основ личности выпускника.
  • возможность дифференцированного дистанционного обучения.

Б) Результативность эксперимента для учителей (что от них потребовала инновация, какие изменения в педагогический труд она внесла, что происходит с педагогической нагрузкой)

  • проявления интереса учителей- предметников к тому, что делают их коллеги;
  • желание ознакомиться с инновационными технологиями и частично использовать их в своей пед. практике;
  • ощущение поддержки и помощи от коллег, возможность обсудить возникающие проблемы, перенять положительный опыт разработки определенной темы, воспитательных задач;
  • значительно снижены затраты на организационную сторону обучающего процесса;
  • единство педагогических требований, способность глубинной проработки трудного для ученика учебного материала зачет интегрированного построения учебного процесса;
  • повышение уровня профессионального мастерства, в том числе ИКТ-компетентности апробация новых компьютерных разработок в ОУ и их внедрение в практику работы;
  • создание собственных или использование унифицированных диагностических материалов для оценки качества образования и эффективности эксперимента;
    • технологии комплексного «кругового» взаимодействия педагогов
    • театрально-музыкальные проекты
    • творческие мастерские
    • метод мозгового штурма
    • мастер-классы педагогов и научных сотрудников – консультантов
  • работа с молодыми специалистами школы;
  • в практику работы учителей гуманитарно-художественного профиля внедрялись учебники нового поколения по искусству, элективные курсы, программы дополнительного образования, технологии обучения, книги для учителя по МХК, разрабатываемые в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования»;
  • разработаны рабочие проекты вариативных моделей взаимодействия учащихся-педагогов-родителей по приобщению школьников к культуре;
  • внедрены в практику работы с учащимися интегрированные формы организации уроков и технологии обучения: проектные и исследовательские формы работы, занятия объединенные одной темой, уроки-путешествия, технологии «мозгового штурма» и творческих мастерских, музейной педагогики и социо-игровых технологий и др.;
  • в практике школы была разработана и апробирована в начальной школе коллективная интегрированная технологии - «Урок культуры»;
  • разработан рабочий предварительный проект общей программы внеурочной деятельности школы;
  • педагогами-исследователями подготовлены проекты авторских интегрированных программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, элективные курсы и методические разработки по различным формам и направлениям работы в области гуманитарно-художественного образования;
  • организация и проведение открытых мастер-классов, мероприятий, занятий, уроков по популяризации среди учителей развиваемых направлений работы совместно с научными сотрудниками Института художественного образования;
  • опыт педагогов экспериментаторов нашей школы является базой повышения педагогических компетенций коллег.
  • выход за рамки гуманитарно–художественного направления, включение в ЭР педагогов естественно–математического цикла
  • обучение на курсах повышения квалификации: РЯ-31, Я-11, ОБЩ-3, ОБЩ-2, МА-№, НО-11, НО-86, НО- 87, ЭКС – 1, ВСЕ -107, ИТ- 6 ИТ-31, ВСЕ – 103, ИТ- 20, РУК _ 121, Т- 31 и др.
  • обучающие семинары для педагогов школы - организация и проведение открытых мастер-классов, мероприятий, занятий, уроков по популяризации среди учителей развиваемых направлений работы совместно с научными сотрудниками Института художественного образования;

В) Результат для родителей

  • повышение качества образовательных услуг, предоставляемых школой;
  • повышение мотивации ребенка к обучению, что способствует повышению успеваемости;
  • создание психологического комфорта в классе, в пространстве школы,что положительно сказалось на здоровье школьника;
  • организация стендов с продуктами детского художественного творчества, фотогаллереи классных, общешкольных мероприятий, праздников;
  • участие родителей в художественных во внеклассных мероприятиях, событиях, присутствие на открытых занятиях, общение с научным руководителем;
  • привлечение сил родителей к оформлению школьного музея, на базе которого проводятся уроки–экскурсии для учащихся разных классов;
  • информированность родителей о вариантах и результатах мониторинга образовательного процесса;

Г) Результат для образовательной среды школы

Новая миссия школы – создание нового комфортного образовательного пространства школы и более полное раскрытие личности ученика.

  • Определены современные подходы к построению основной образовательной программы школы, а именно работа в модульной системе:
    • модуль – содержание образования
    • модуль – формирование способностей и компетентностей
    • модуль - управление, качество образования, педагогический профессионализм
    • модуль - информатизация и образовательная среда
    • модуль - мировоззрение и воспитание, русский язык, искусство
    • модуль - здоровая и дружественная среда, уклад школы; детско-взрослая общность
    • модуль – прорывные проекты
    • модуль - обобщение констатирующего исследования
  • повышение профессионального уровня педагогического состава;
  • формирование психологически комфортной среды для педагогов на основе взаимопомощи, сотрудничества, выработки единых требований к учебному процессу, учащимся, классу;
  • успешность формирования классных коллективов и личной ответственности каждого ученика за выполненную работу, за результат коллективной учебно-познавательной, проектной деятельности;
  • проявление коллективной инициативы, умение и способность брать часть организационно-творческих задач педагога на себя в процессе подготовки художественных событий, конференций, массовых мероприятий (праздников);
  • разработка модели пространства, формирующее экспериментальные структуры в систему. Создано уникальное инновационное их взаимодействия в рамках школы, муниципалетета, округа и города;
  • в связи с переходом на новый статус (пилотной школы по внедрению новых форм оплаты труда педагогов) идет разработка программ и диагностического материала для внедрения новаций и их мониторинга;
  • отработка новых стандартов для начальной школы и распространение опыта среди педагогов округа и города;

Д) Результат для системы государственно-общественного управления образованием

Создание педагогического пространства, построенного на основе сотрудничества и творчества ученика, учителя, родителя, что позволяет по-новому решать задачи управления образованием и проблему повышения качества общего образования. Экспериментальная работа, на сегодняшний день, позволила определить формы совершенствования учебного процесса, реализуемые на основе концепции полихудожественного развития школьника и внедрения интегративных технологий. Приводим примеры некоторых из них:

  • Урок, который носит интегрированный характер. При тщательной подготовке урок представляет собой разовое учебное действие индивидуального получения знаний усилиями ребёнка (деятельностный подход).

    За прошедший год было проведено в начальном, среднем и старшем звене школы – 24 открытых инновационных урока.

  • Проектно–исследовательская деятельнось - одна из форм интеграции в образовании. Она требует глубокой, более полной разработки, позволяет расширить познавательные, мировоззренческие основы личности. Освоение знаний осуществляется и в течение достаточно продолжительного времени. Учебное действие работы над проектом развивается на протяжении определенного периода времени, гораздо больше, нежели один урок или занятие. Проектная деятельность требует корректировки со стороны нескольких педагогов-предметников. Тем самым инициируется интерес к другим областям знаний, поиск формы подачи материала, выбора акцентов, общего композиционного решения проекта (метапредметный подход).

    На окружном и городском уровне было представлено 8 детско–взрослых проектных работ, все они стали призёрами или победителями конкурсного отбора.

  • Художественное событие - учебное интегрированное мероприятие и одновременно праздник, которое готовится силами педагогов и учащихся, в условиях педагогического пространства, достигшего определенного уровня развития. Этот вид учебно-образовательной деятельности решает несколько задач:
    • социализация опыта учащегося
    • идет повторение пройденного на уровне глубинного проживания,
      осознания, раскрытия нюансов, проблем, вопросов и т.д., ранее не попавших в зону внимания
    • освоение нового материала
    • творческое самовыражение и самореализация
    • умение работать в коллективе
    • умение видеть цель
    • умение корректировать свою деятельность в соответствии с общим замыслом
    • создание творческого продукта.
    • Ежегодно в разных возрастных параллелях проводится до 12 художественных событий.
  • ВИДЕОТЕКА из видеофильмов и видеороектов учащихся, которая состоит из следующих разделов:
    • учебно–методический
    • творческий
    • фотодокументов
    • музейно–экскурсионный
  • Трансляция опыта экспериментальной работы.
    • Опыт работы школы по данному направлению был учтён при разработкеучебников нового поколения по искусству, которые являются частью образовательной программы «Школа XXI», ФГОС начальной школы.
    • разработаны практико-ориентированные педагогические технологии создания интерактивного продуктивного образовательного пространства на основе интеграции гуманитарно-художественных образовательных дисциплин и учете особенностей Москвы как мегаполиса;
    • разработка в тесном сотрудничестве с ИХО РАО элективных курсов, программ дополнительного образования, программ внеурочного образования, образовательных интегрированных авторских программ педагогов–практиков.
    • трансляция накопленного опыта на другие образовательные учреждения: организация и проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации учителей; взаимодействие в рамках сети;

Воспитательные и образовательные возможности

Понимание воспитательных и образовательных возможностей, которые заложены в новых образовательных стандартах, инновационных педагогических технологиях, развитии творческого мышления учащегося на основе создания оптимальных педагогических условий реализации творческого потенциала учащихся.

  • Философско-педагогическая основа эксперимента - гуманистическая и гуманитарная, природосообразная и культуросообразная.
  • Методологический подход - интеграционно-коммуникативный, творческо-развивающий, полихудожественный, ассоциативно-рефлекторный, метапредметный.
  • Ориентация экспериментальной деятельности на личностные сферы и структуры - эмоционально-образная, художественно-творческая, деятельностная, информационно–познавательная, инициативная, творческоемышление, нестандартность мышления, профессиональное самоопределение, готовность обучаться в течение всей жизни.
  • Характер содержания эксперимента - вариативно-творческий, адаптивно-деятельностный, сотворческий.
  • Вид социально-педагогической деятельности - создание условий творческой реализации, саморазвития, самосовершенствования, сопровождения и взаимодействия методики творческого успеха формированию у школьников положительной мотивации к обучению.
  • Тип управления учебно-воспитательным процессом - взаимообучение, взаиморазвитие, иннициативно–творческий, поисковый, ценностно-ориентированый, диалогический.
  • Организационные формы. Преобладающие методы - любые. Преобладающие средства обучения - вербальные + программированные + визуальные + аудиовизуальные + электронные
  • Подход к ребенку и характеристика воспитательных взаимодействий - интерактивный, демократический, сотрудничество, взаимодействие.

Взаимодействие экспериментальной работы с программой Столичное образование 2012-2016

(Разработка механизмов включения ГЭП 2 в работу в направлении формирования Новой школы, реализации программы «Столичное образование 2012-2016».)

В «Программе» выделены ряд направлений инновационной деятельности, наша школа, имея многолетний опыт полихудожественного обучения, может осуществлять инновационную деятельность по следующим направлениям:

  • создание инновационных учебно-воспитательных технологий; учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
  • форм деятельности учащихся и педагогов;
  • поиск эффективных методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования;
  • формирование институтов общественного участия в управлении.
  • формирование «Московского стандарта качества» как системы дополнительных требований к результатам образования.

Инновационная практика ГБОУ СОШ № 158 направлена на замену репродуктивной практики обучения, снижение и исключение перегрузок.

Заменой данной практики обучения должна стать оптимизация учебного процесса за счет развития творческих способностей всех участников образовательного процесса. Опора на интересы и инициативу детей и молодежи.