Тема и участники
ГБОУ СОШ № 158 является экспериментальной площадкой второго уровня в городской экспериментальной инновационной сети по теме: «Перспективы развития художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве мегаполиса».
Научные руководители сети:
- Питерских А.С., Засл. деятель искусств, зам. директора ЦНХО, проф. ИСИ;
- Фоминова М.А., к.п.н., доцент, зав. каф. культурологии и эстетического образования МИОО;
- Савенкова Л.Г., д.п.н., проф., член-корр. РАО, зам. директора по научной работе ИХО РАО.
Научный руководитель: доцент кафедры интеграции искусств и мировой художественной культуры учреждения Российской Академии Наук Института художественного образования , к.п.н. Ермолинская Елена Александровна.
Тема школы: «Интегративное преподавание предметов гуманитарного цикла как условие формирование среды обучения и построение модели Школы Будущего».
В состав инновационной сети входят следующие учреждения: ГОУ ЦО №1492 ЮЗАО; КМТИ № 61, ГОУ СОШ № 875, ГОУ ЦО 324 ЗАО; ГОУ ЦО «Полюс» № 504, ГОУ СОШ №996 ЮАО; ГОУ ЦО №1601 САО; ГОУ ЦО №1482 , ГОУ СОШ №1188, ГОУ СОШ №1122, ГОУ Прогимназия 1819 СВАО; ГОУ ЦО № 1637 ВАО ; ГОУ СОШ №1057, 1089 СЗАО; ГОУ СОШ № 1245, Прогимназия 1706 ЮАО; ГОУ СОШ №211 , ГОУ СОШ №158САО, ГОУ гимназия №1570 , 1882, ДОУ №1521, шк.-интернат №2, ДЮЦ «Войковский», НОУ «Лучик», «Петровская школа» САО; ГОУ Прогимназия №1717, ГОУ СОШ №1913 ЗелАО; СОШ №1950, ГОУ СОШ №498, ГОУ ДОУ №936,1733,2555,1155,1089,681 ЦАО; ГОУ ЦРР №1818, ГОУ ДС №1073, ГОУ ДС №1098, ГОУ ЦО №1470 СВАО ; ГОУ СОШ №1003, ГОУ ДОУ № 2637, ГОУ НШДС № 1659 ЗАО; ГОУ СОШ №1311 ЮЗАО; ГОУ школа-интернат. № 16, ГОУ Гимназия № 1531 ДО г.Москвы; ГОУ СОШ№ 1882 САО; ГОУ ДОУ №637 СЗАО.
23.06.09 приказом за №548 была открыта ГЭП – 2, т.о. 2011-2012 учебный год – это 3-ий год работы ГЭП-2.
Список учителей-экспериментаторов ГБОУ СОШ № 158
- Шелепина Л.В.
- Ефимова Н.В – учитель начальных классов, зам. дир.по ЭД
- Теплостанская И.Н. - учитель начальных классов
- Сафронова В.И. – педагог-организатор
- Бабкина Т.М. - учитель начальных классов
- Петракова Н.А. - учитель начальных классов
- Боглаева В.С. - учитель начальных классов
- Васильева Н.А. - учитель начальных классов
- Селезнёва С.А. - учитель русского языка и литературы
- Савельева И.Н. – учитель истории, зам. дир. по безопасности
- Ефимова И.В. - учитель ИЗО, МХК, зам. дир.по ЭД
- Ивченко С.В. . - учитель русского языка и литературы, зам. дир. по ВР
- Авласова Е.К. . - учитель русского языка и литературы
- Козлова О.Н. – учитель истории, зам. дир. по УР
- Швидкая Б.С. – учитель иностранного языка
- Терехова С.А. . – учитель иностранного языка
- Овакимян Л.А. – учитель технологии
- Запорожец Г.И. – учитель химии
Цель
Целью внедрения эксперимента в ГОУ СОШ № 158 было – создание нового комфортного образовательного пространства школы и выстраивания детско-взрослой общности на позициях сотрудничества, деятельностно-творческом подходе к обучению и междисциплинарной интеграции как одной из инновационных форм обучения, использования социо-игровых технологий, активизации потребности учащегося в саморазвитии, самореализации. Разработка моделей интеграции проектно–исследовательской деятельности образовательной области «Искусство» во всех сферах школьной практики. Выход эксперимента за рамки школьно-урочной системы (взаимодействие с системой дополнительного образования, внеурочными формами работы).
Эксперимент направлен на повышение качества образования, общей культуры личности выпускника, воспитание духовно-нравственных черт личности.
Решаемая проблема.
За основу экспериментальной работы была взята концепция развития художественно–эстетического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Реализация концепции художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Художественно–эстетическое образование становится основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.
Основные результаты разработки.
А) Результат эксперимента для учащихся.
- повышение качества образовательного процесса за счет расширения методической вариативности образовательного процесса;
- интеграция учебного процесса в пределах учебных предметов и с дополнительным образованием;
- проектно – исследовательская деятельность, как универсальная творческая форма;
- формирование гармоничной детско-взрослой общности - ученик-педагог-родитель;
- создание образовательной среды для творческой самореализации личности;
- формирование духовно-нравственных, эстетических и художественных основ личности;
- повышение уровня знаний выпускника школы;
- конструирование новых форм построения образовательного процесса способствующих формированию ключевых компетенций и метапредметных знаний, умений, навыков;
- стимулирование личностной мотивации к обучению, формирование способности к адекватной самооценке учащихся;
- создание ситуаций успеха в творческих, публичных, театрально-игровых, проектных и иных формах учебно-образовательной деятельности с последующим их анализом и обращении к позитивным характеристикам каждого ученика;
- формирование условий личностного роста учащихся реализации культурологических аспектов образования, патриотического воспитания, становления мировоззренческих основ личности выпускника.
- возможность дифференцированного дистанционного обучения.
Б) Результативность эксперимента для учителей (что от них потребовала инновация, какие изменения в педагогический труд она внесла, что происходит с педагогической нагрузкой)
В) Результат для родителей
- повышение качества образовательных услуг, предоставляемых школой;
- повышение мотивации ребенка к обучению, что способствует повышению успеваемости;
- создание психологического комфорта в классе, в пространстве школы,что положительно сказалось на здоровье школьника;
- организация стендов с продуктами детского художественного творчества, фотогаллереи классных, общешкольных мероприятий, праздников;
- участие родителей в художественных во внеклассных мероприятиях, событиях, присутствие на открытых занятиях, общение с научным руководителем;
- привлечение сил родителей к оформлению школьного музея, на базе которого проводятся уроки–экскурсии для учащихся разных классов;
- информированность родителей о вариантах и результатах мониторинга образовательного процесса;
Г) Результат для образовательной среды школы
Новая миссия школы – создание нового комфортного образовательного пространства школы и более полное раскрытие личности ученика.
Д) Результат для системы государственно-общественного управления образованием
Создание педагогического пространства, построенного на основе сотрудничества и творчества ученика, учителя, родителя, что позволяет по-новому решать задачи управления образованием и проблему повышения качества общего образования. Экспериментальная работа, на сегодняшний день, позволила определить формы совершенствования учебного процесса, реализуемые на основе концепции полихудожественного развития школьника и внедрения интегративных технологий. Приводим примеры некоторых из них:
-
Урок, который носит интегрированный характер. При тщательной подготовке урок представляет собой разовое учебное действие индивидуального получения знаний усилиями ребёнка (деятельностный подход).
За прошедший год было проведено в начальном, среднем и старшем звене школы – 24 открытых инновационных урока.
-
Проектно–исследовательская деятельнось - одна из форм интеграции в образовании. Она требует глубокой, более полной разработки, позволяет расширить познавательные, мировоззренческие основы личности. Освоение знаний осуществляется и в течение достаточно продолжительного времени. Учебное действие работы над проектом развивается на протяжении определенного периода времени, гораздо больше, нежели один урок или занятие. Проектная деятельность требует корректировки со стороны нескольких педагогов-предметников. Тем самым инициируется интерес к другим областям знаний, поиск формы подачи материала, выбора акцентов, общего композиционного решения проекта (метапредметный подход).
На окружном и городском уровне было представлено 8 детско–взрослых проектных работ, все они стали призёрами или победителями конкурсного отбора.
-
Художественное событие - учебное интегрированное мероприятие и одновременно праздник, которое готовится силами педагогов и учащихся, в условиях педагогического пространства, достигшего определенного уровня развития. Этот вид учебно-образовательной деятельности решает несколько задач:
- социализация опыта учащегося
- идет повторение пройденного на уровне глубинного проживания,
осознания, раскрытия нюансов, проблем, вопросов и т.д., ранее не попавших в зону внимания
- освоение нового материала
- творческое самовыражение и самореализация
- умение работать в коллективе
- умение видеть цель
- умение корректировать свою деятельность в соответствии с общим замыслом
- создание творческого продукта.
- Ежегодно в разных возрастных параллелях проводится до 12 художественных событий.
-
ВИДЕОТЕКА из видеофильмов и видеороектов учащихся, которая состоит из следующих разделов:
- учебно–методический
- творческий
- фотодокументов
- музейно–экскурсионный
-
Трансляция опыта экспериментальной работы.
- Опыт работы школы по данному направлению был учтён при разработкеучебников нового поколения по искусству, которые являются частью образовательной программы «Школа XXI», ФГОС начальной школы.
- разработаны практико-ориентированные педагогические технологии создания интерактивного продуктивного образовательного пространства на основе интеграции гуманитарно-художественных образовательных дисциплин и учете особенностей Москвы как мегаполиса;
- разработка в тесном сотрудничестве с ИХО РАО элективных курсов, программ дополнительного образования, программ внеурочного образования, образовательных интегрированных авторских программ педагогов–практиков.
- трансляция накопленного опыта на другие образовательные учреждения: организация и проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации учителей; взаимодействие в рамках сети;
Воспитательные и образовательные возможности
Понимание воспитательных и образовательных возможностей, которые заложены в новых образовательных стандартах, инновационных педагогических технологиях, развитии творческого мышления учащегося на основе создания оптимальных педагогических условий реализации творческого потенциала учащихся.
- Философско-педагогическая основа эксперимента - гуманистическая и гуманитарная, природосообразная и культуросообразная.
- Методологический подход - интеграционно-коммуникативный, творческо-развивающий, полихудожественный, ассоциативно-рефлекторный, метапредметный.
- Ориентация экспериментальной деятельности на личностные сферы и структуры - эмоционально-образная, художественно-творческая, деятельностная, информационно–познавательная, инициативная, творческоемышление, нестандартность мышления, профессиональное самоопределение, готовность обучаться в течение всей жизни.
- Характер содержания эксперимента - вариативно-творческий, адаптивно-деятельностный, сотворческий.
- Вид социально-педагогической деятельности - создание условий творческой реализации, саморазвития, самосовершенствования, сопровождения и взаимодействия методики творческого успеха формированию у школьников положительной мотивации к обучению.
- Тип управления учебно-воспитательным процессом - взаимообучение, взаиморазвитие, иннициативно–творческий, поисковый, ценностно-ориентированый, диалогический.
- Организационные формы. Преобладающие методы - любые. Преобладающие средства обучения - вербальные + программированные + визуальные + аудиовизуальные + электронные
- Подход к ребенку и характеристика воспитательных взаимодействий - интерактивный, демократический, сотрудничество, взаимодействие.
Взаимодействие экспериментальной работы с программой Столичное образование 2012-2016
(Разработка механизмов включения ГЭП 2 в работу в направлении формирования Новой школы, реализации программы «Столичное образование 2012-2016».)
В «Программе» выделены ряд направлений инновационной деятельности, наша школа, имея многолетний опыт полихудожественного обучения, может осуществлять инновационную деятельность по следующим направлениям:
- создание инновационных учебно-воспитательных технологий; учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
- форм деятельности учащихся и педагогов;
- поиск эффективных методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования;
- формирование институтов общественного участия в управлении.
- формирование «Московского стандарта качества» как системы дополнительных требований к результатам образования.
Инновационная практика ГБОУ СОШ № 158 направлена на замену репродуктивной практики обучения, снижение и исключение перегрузок.
Заменой данной практики обучения должна стать оптимизация учебного процесса за счет развития творческих способностей всех участников образовательного процесса. Опора на интересы и инициативу детей и молодежи.