28 февраля (во вторник) с 15:00 до 16:30 в нашей школе прошёл мастер-класс "Театральные технологии в подготовке и проведении обобщающего учебно-образовательного мероприятия – художественного события". Мастер–класс был разработан на основе принципов взаимодействия и интеграции учебных дисциплин. Организаторы: ИХО РАО, ОМЦ САО, ГБОУ СОШ № 158.
Эта проблема актуальна практически для всех образовательных учреждений - повышение качества образовательного процесса. Стратегическое направление в решении этой проблемы дают федеральные стандарты нового поколения, которые определяют формирование следующих компетенций: метапредметных, за счет взаимодействия дисциплин (интеграции); учебных (предметных) компетенций и личностно-социальных.
По нашему мнению, художественное событие обладает всеми условиями для решения проблемы повышения качества обучения и формирования различных компетенций. Можно обозначить следующие условия:
Создание образовательного пространства школы на принципах сотрудничества, сотворчества и интеграции:
Повышение личностного и социального статуса ученика:
Представление собственного творчества:
Термин «художественное событие» был введен в педагогику искусства сотрудниками лаборатории интеграции Института Художественного образования Российской академии образования в 1991 году. Художественное событие - особый вид учебно-образовательной деятельности педагога или группы педагогов, завершающий процесс освоения цикла уроков, раздела, или как способ защиты и представления проектной деятельности.
Художественное событие может создаваться на основе учебного материала разных образовательных дисциплин, один из которых или несколько предметов могут выступать доминантными. Взаимодействие учебных предметов создают определенное информационно-образовательное пространство, которое эффективно решает задачи повышения качества обучения. Художественное событие обладает значительным учебно-познавательным потенциалом. Этот потенциал складывается из возможности решать образовательные задачи каждого предмета, воспитательные задачи, взаимодействие которых в итоге приводит к решению сверх задачи образовательного процесса в целом. В подготовке художественного события принимают участие все субъекты образовательного процесса: педагоги, ученики, родители.
Использование в оформлении художественного события творческих работ учащихся, выполненных на уроках и во внеурочное время, приобретает социально значимый фактор в глазах детей, является эффективным способом мотивации в учебной деятельности и эффективным воспитательным средством. В качестве продукта детского творчества выступают: коллективные панно-декорации, сочиненные детьми сказки, сценарии, диалоги и т.п., костюмы, подобранное музыкальное сопровождение или песни. Сами художественные события, по сути, являются продуктами образовательной деятельности учащихся, педагогов и родителей. Учащиеся тех классов, которые не заняты в художественном событии, приглашаются не только в качестве зрителей, но активно включаемых в действие участников.
Художественное событие – одно их ключевых звеньев нашей работы по созданию интерактивного образовательного пространства школы. Художественные события планируются на основе общепредметных задач по разным учебным дисциплинам в начале года, а так же включают в себя проектные технологии.
В практике работы педагогов–экспериментаторов нашей школы и не только, данная форма реализуются как системная единица работы с детьми в области совершенствования гуманитарно-художественного образования, которая отличается вариативностью.
Чем же художественное событие с отличается от школьного спектакля в классическом его понимании?
Художественное событие (все его этапы от подготовки до реализации) способствует формированию междисциплинарного, комфортного, развивающего пространства в образовательном учреждении, поэтому наш мастер-класс предназначен для самой широкой педагогической аудитории: от учителя–предметника основной школы, учителя начальной школы, педагога дополнительного образования до заместителей директоров разного уровня.
Занимаясь этой работой больше 10 лет, мы можем констатировать, что в результате внедрения в образовательную практику художественных событий:
1). Создание рабочей группы, куда входят учителя разных предметов, в том числе педагоги дополнительного образования и другие. Определение доминантного предмета.
Тезисы
На современном этапе школьному учителю необходимо:
Например, для художественного события « В мире народной фантазии» мы создали рабочую группу.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
Практические шаги слушателей мастер–класса
При регистрации выдаются листки определенного цвета в соответствии со специальностью педагога (красные – филологами, зелёные – преподавателям ИЗО, музыки, дополнительного образования, желтые – учителям начальных классов и учителям других специальностей).
Задание: собраться в группу так, чтобы в группе были листки красный, желтый, зелёный. Определяют доминантный предмет.
2). Цель художественного события определяет каждый преподаватель в соответствии со спецификой своего предмета. По сути, само художественное событие есть конечный продукт деятельности педагогов, детей и родителей.
Тезисы
Создавая художественное событие « В мире народной фантазии», мы решали следующие задачи:
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
Форма, содержание художественного события таковы, что позволяет формировать целостное представление о ситуации, по сути, формируя метапредметные умения, которые дают ребёнку возможность видеть мир многомерно, устанавливать наличие множественных связей между предметами, что исключает границы между ними.
Практические шаги слушателей мастер–класса
Для работы слушателям предлагаются:
3). Определение возрастных особенностей учащихся, занятых в художественном событии.
Тезисы
При определении участников художественного события « В мире народной фантазии» мы ориентировались на раздел программы по литературе 5 класса «Фольклор», а программа по изобразительному искусству 5-х классов построена на изучении народного ДПИ, поэтому основу участников художественного события составили пятиклассники.
Если педагог работает сразу в нескольких параллелях, то готовить праздник с каждым классом очень сложно. Тогда объединяются параллели. Количество участников не ограничивается.
Каждому желающему находится место в сценарии: роли дописываются, одна роль делится между несколькими участниками.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
Практические шаги слушателей мастер–класса
...
4). Выбор формы художественного события: путешествие, турнир, концерт, экскурсия, проект.
Тезисы
Например, художественное событие «В мире народной фантазии» строится по принципу концерта, для другого класса – это была викторина, художественное событие «Сцены из рыцарских времен» - литературный турнир, художественное событие «Как встречали Новый год в разных странах» - экскурсия с элементами путешествия и т.д.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
На основе прозаического произведения делается сценарий, для этого
Практические шаги слушателей мастер–класса
Слушателям раздаются рабочие материалы:
5). Написание своей части сценария каждым из педагогов. Преподаватель, чей предмет доминирует, собирает части в единый сценарий или написание общего сценария происходит по желанию любого педагога из состава группы. В качестве образцов демонстрируются фрагменты художественного событии «В мире народной фантазии».
Тезисы
Например, при создании художественного события «В мире народной фантазии», учителя литературы определили, какие детские работы должны войти в сценарий, написали, как эти работы должны быть представлены (например, небылицы представляются как посиделки, скороговорки как конкурс).
Собирался сценарий Ириной Владимировной, писались связки для ведущих. Дописывались роли скоморохов.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
Практические шаги слушателей мастер–класса
Слушателям предлагается создать собственный сценарий художественного события, после демонстрации видео образцов.
6). Организованная работа педагогов, в том числе классных руководителей, с классом. Демонстрация презентации «Деревня сказок, созданной по детским рисункам для художественного события «В мире народной фантазии» - 2012 год.
Тезисы
Рациональное использование времени учителя и учеников за счет репетиций блоками, индивидуальных репетиций, использование помощи старшеклассников.
Следует иметь в виду, что коллектив учащихся, создающих художественное событие, – это не театральный кружок – это почти весь класс или несколько классов.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
Практические шаги слушателей мастер–класса
...
7). Работа с аудиторией.
Тезисы
Налаживание обратной связи с аудиторией.
Способы деятельности (принципы, методы, приемы)
...
Практические шаги слушателей мастер–класса
Слушатели представляют свой сценарии.
№ | Ф.И.О. | № ОУ | Преподаваемый предмет |
1 | Кабардинская Е.В. | 1315 | уч. нач. классов |
2 | Руденок Н.М. | 1338 | уч. русского языка и литературы |
3 | Воронова | 603 | Педагог доп. обр. |
4 | Ржевская О.И. | 597 | ИЗО, МХК |
5 | Зуоков Е.В. | 1481 | ИЗО, МХК |
6 | Кузьмина Т.Я. | 2020 | уч. русского языка и литературы |
7 | Шахова С.В | 1251 | ИЗО, технология |
8 | Рогачёва А.В. | 425 | уч. русского языка и литературы |
9 | Стрелкова Т.А. | 601 | ИЗО |
10 | Гущина Г.В | 597 | уч. нач. классов |
11 | Уткина С.А. | ОМЦ САО, 1570 | Методист, Уч. ИЗО |
12 | Шорохова О.Е. | 1252 | уч. русского языка и литературы |
13 | Шаталова Е.А. | 183 | ИЗО, МХК |
14 | Кочинова А.В. | 662 | уч. русского языка и литературы |
15 | Петросян В.О. | 2020 | уч. русского языка и литературы |
16 | Бурмистрова О.Ю. | 1454 | уч. русского языка и литературы |
17 | Тиллева Е.Б. | ЦЭВДи Ю | педагог доп. обр. |
18 | Шарова И.Л. | 158 | уч. математики |
19 | Авласова Е.К. | 158 | уч. русского языка и литературы |
20 | Терехова С.А. | 158 | уч. английского языка |
21 | Швидкая Б.С. | 158 | уч. английского языка |
22 | Ивченко С.В. | 158 | уч. русского языка и литературы, заместитель директора по ВР |
23 | Козлова О.Н. | 158 | уч. истории, заместитель директора по УВР |
— «Сегодня на мастер–классе нам понравилась форма проведения мероприятия, обмен опытом, идеями. Раздаточный материал.»
— «Сегодня на мастер–классе мне понравилась презентация Ефимовой И.В. и практическое занятие Селезнёвой С.А., а так же представление итогов мастер–класса».
— «Мне запомнилось экспресс- составление сценария».
— «Сегодня на мастер–классе была очень душевная, добрая, гостеприимная атмосфера. Профессиональный и творческий подход педагогов, организовавших данный мастер–класс. Участие в этом мастер–классе было очень полезно. Огромное спасибо!»
— «Сегодня на мастер–классе мне понравилась творческая обстановка, доброжелательность, интересные идеи. Демонстрация художественных событий дает глубокое понимание этого педагогического приема».
— «Сегодня на мастер–классе была очень теплая и дружная атмосфера. Поразила краткое, ёмкое изложение теории и эффективность практической части. Спасибо за прекрасные идеи!»
— «Запомнилось целостность практического и теоретического материала, доступность его использования в своей практике».