Мастер-класс по театральным технологиям

28 февраля (во вторник) с 15:00 до 16:30 в нашей школе прошёл мастер-класс "Театральные технологии в подготовке и проведении обобщающего учебно-образовательного мероприятия – художественного события". Мастер–класс был разработан на основе принципов взаимодействия и интеграции учебных дисциплин. Организаторы: ИХО РАО, ОМЦ САО, ГБОУ СОШ № 158.

Программа мероприятия

  • 14:45–15:00 - Регистрация участников.
  • 15:00-15:05 - Краткая информация о ГБОУ СОШ № 158. Заря Евгений Семёнович, директор школы.
  • 15:05-15:20 - Сообщение на тему «Подготовка и проведение обобщающего учебно-образовательного мероприятия – художественного события». Ефимова Ирина Владимировна, заместитель директора по экспериментальной работе, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры.
  • 15:30–16:00 - Практическое занятие. «Этапы создания художественного события». Заслуженный учитель РФ Селезнёва Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
  • 16:00–16:15 - Представление результатов практического занятия.
  • 16:15–16:30 - Ответы на вопросы. Подведение итогов.

Проблема, породившая опыт

Эта проблема актуальна практически для всех образовательных учреждений - повышение качества образовательного процесса. Стратегическое направление в решении этой проблемы дают федеральные стандарты нового поколения, которые определяют формирование следующих компетенций: метапредметных, за счет взаимодействия дисциплин (интеграции); учебных (предметных) компетенций и личностно-социальных.

По нашему мнению, художественное событие обладает всеми условиями для решения проблемы повышения качества обучения и формирования различных компетенций. Можно обозначить следующие условия:

  1. Создание образовательного пространства школы на принципах сотрудничества, сотворчества и интеграции:

    • активное включение всех участников в происходящее
    • взаимодействие и сотрудничество между учителями
  2. Повышение личностного и социального статуса ученика:

    • свобода личной инициативы
    • опыт разновозрастного общения
    • создание ситуации успеха предметниками.
  3. Представление собственного творчества:

    • литературного
    • музыкального
    • художественного

Художественное событие

Термин «художественное событие» был введен в педагогику искусства сотрудниками лаборатории интеграции Института Художественного образования Российской академии образования в 1991 году. Художественное событие - особый вид учебно-образовательной деятельности педагога или группы педагогов, завершающий процесс освоения цикла уроков, раздела, или как способ защиты и представления проектной деятельности.

Художественное событие может создаваться на основе учебного материала разных образовательных дисциплин, один из которых или несколько предметов могут выступать доминантными. Взаимодействие учебных предметов создают определенное информационно-образовательное пространство, которое эффективно решает задачи повышения качества обучения. Художественное событие обладает значительным учебно-познавательным потенциалом. Этот потенциал складывается из возможности решать образовательные задачи каждого предмета, воспитательные задачи, взаимодействие которых в итоге приводит к решению сверх задачи образовательного процесса в целом. В подготовке художественного события принимают участие все субъекты образовательного процесса: педагоги, ученики, родители.

Использование в оформлении художественного события творческих работ учащихся, выполненных на уроках и во внеурочное время, приобретает социально значимый фактор в глазах детей, является эффективным способом мотивации в учебной деятельности и эффективным воспитательным средством. В качестве продукта детского творчества выступают: коллективные панно-декорации, сочиненные детьми сказки, сценарии, диалоги и т.п., костюмы, подобранное музыкальное сопровождение или песни. Сами художественные события, по сути, являются продуктами образовательной деятельности учащихся, педагогов и родителей. Учащиеся тех классов, которые не заняты в художественном событии, приглашаются не только в качестве зрителей, но активно включаемых в действие участников.

Художественное событие – одно их ключевых звеньев нашей работы по созданию интерактивного образовательного пространства школы. Художественные события планируются на основе общепредметных задач по разным учебным дисциплинам в начале года, а так же включают в себя проектные технологии.

В практике работы педагогов–экспериментаторов нашей школы и не только, данная форма реализуются как системная единица работы с детьми в области совершенствования гуманитарно-художественного образования, которая отличается вариативностью.

Чем же художественное событие с отличается от школьного спектакля в классическом его понимании?

  • Педагоги школ часто используют театральную деятельность в своей практике, при этом решая задачи организации досуга, воспитание зрительской культуры, расширение кругозора учащихся и т.д.
  • Занятия в театральной студии можно рассматривать как предпрофессиональную подготовку. Спектакли театральных студий зрелищны, игра детей - это результат тренингов и специальных занятий.
  • Задача художественного события – быть непосредственно приближенным к учебному процессу. Организовывая художественное событие, мы стараемся включить всех желающих на принципах посильности, добровольности, зачастую в ущерб зрелищности.

Художественное событие (все его этапы от подготовки до реализации) способствует формированию междисциплинарного, комфортного, развивающего пространства в образовательном учреждении, поэтому наш мастер-класс предназначен для самой широкой педагогической аудитории: от учителя–предметника основной школы, учителя начальной школы, педагога дополнительного образования до заместителей директоров разного уровня.

Занимаясь этой работой больше 10 лет, мы можем констатировать, что в результате внедрения в образовательную практику художественных событий:

  • развиваются познавательные интересы,
  • повышается самостоятельность ребёнка,
  • развиваются вкус, эстетические приоритеты,
  • сплачивается классный коллектив,
  • создаётся неповторимое творческое образовательное пространство школы,
  • растет интерес к литературе как части культуры человечества,
  • развивается речь,
  • и в конечном итоге повышается качество образовательного процесса.

Этапы работы над художественным событием

1). Создание рабочей группы, куда входят учителя разных предметов, в том числе педагоги дополнительного образования и другие. Определение доминантного предмета.

  • Тезисы

    На современном этапе школьному учителю необходимо:

    • ориентироваться на программы других образовательных дисциплин,
    • находить созвучия в учебно-образовательном материале, которые позволят реализовать принцип интегрированного обучения.
    • показать эффективность такого сотрудничества педагогов разных предметов.

    Например, для художественного события « В мире народной фантазии» мы создали рабочую группу.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    • сознательное добровольное участие педагогов в группе при решении задач образовательного процесса и при наличии «социального заказа»;
    • разработанное художественное событие находит отражение в плане школы
    • деление на группы происходит на основе приёма театральной педагогики - «деление по случайному принципу»
  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    При регистрации выдаются листки определенного цвета в соответствии со специальностью педагога (красные – филологами, зелёные – преподавателям ИЗО, музыки, дополнительного образования, желтые – учителям начальных классов и учителям других специальностей).

    Задание: собраться в группу так, чтобы в группе были листки красный, желтый, зелёный. Определяют доминантный предмет.

2). Цель художественного события определяет каждый преподаватель в соответствии со спецификой своего предмета. По сути, само художественное событие есть конечный продукт деятельности педагогов, детей и родителей.

  • Тезисы

    Создавая художественное событие « В мире народной фантазии», мы решали следующие задачи:

    • обобщение учебного материала,
    • эмоционально-образное освоение конкретного материала,
    • развитие познавательных интересов,
    • разнообразная работа с текстом в соответствии с задачами художественного события,
    • социальная и психологическая адаптация учащихся,
    • повышение самооценки учеников,
    • презентация продукта детского творчества,
    • сплочение классного коллектива
  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    Форма, содержание художественного события таковы, что позволяет формировать целостное представление о ситуации, по сути, формируя метапредметные умения, которые дают ребёнку возможность видеть мир многомерно, устанавливать наличие множественных связей между предметами, что исключает границы между ними.

  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    Для работы слушателям предлагаются:

    • а) тема художественного события «Как в разных странах встречают новый год!»,
    • б) возможные варианты задач.

3). Определение возрастных особенностей учащихся, занятых в художественном событии.

  • Тезисы

    При определении участников художественного события « В мире народной фантазии» мы ориентировались на раздел программы по литературе 5 класса «Фольклор», а программа по изобразительному искусству 5-х классов построена на изучении народного ДПИ, поэтому основу участников художественного события составили пятиклассники.

    Если педагог работает сразу в нескольких параллелях, то готовить праздник с каждым классом очень сложно. Тогда объединяются параллели. Количество участников не ограничивается.

    Каждому желающему находится место в сценарии: роли дописываются, одна роль делится между несколькими участниками.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    • используется принцип создания динамичной детско–взрослой группы, которая отличается высокой мотивацией в создании художественного события и мобильностью,
    • принцип открытости школьного детского пространства (классы не изолируются друг от друга),
    • продуктивная группа педагогов.
  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    ...

4). Выбор формы художественного события: путешествие, турнир, концерт, экскурсия, проект.

  • Тезисы

    Например, художественное событие «В мире народной фантазии» строится по принципу концерта, для другого класса – это была викторина, художественное событие «Сцены из рыцарских времен» - литературный турнир, художественное событие «Как встречали Новый год в разных странах» - экскурсия с элементами путешествия и т.д.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    На основе прозаического произведения делается сценарий, для этого

    • отбираются фрагменты текста в соответствии с темой художественного события, его задачами и целями.
    • продумывается как будет раскрыто содержание художественного события.
  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    Слушателям раздаются рабочие материалы:

    • литературные отрывки,
    • схема создания сценария художественного события,
    • композиционные схемы сцены для дорисовки,
    • «манекены» для создания эскизов костюмов,
    • исторические комментарии к темам, для объединения материалов в форму художественного события.

5). Написание своей части сценария каждым из педагогов. Преподаватель, чей предмет доминирует, собирает части в единый сценарий или написание общего сценария происходит по желанию любого педагога из состава группы. В качестве образцов демонстрируются фрагменты художественного событии «В мире народной фантазии».

  • Тезисы

    Например, при создании художественного события «В мире народной фантазии», учителя литературы определили, какие детские работы должны войти в сценарий, написали, как эти работы должны быть представлены (например, небылицы представляются как посиделки, скороговорки как конкурс).

    Собирался сценарий Ириной Владимировной, писались связки для ведущих. Дописывались роли скоморохов.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    • разнообразить занятия детей, используя средства пластических современных искусств: музыки, пения, танца, пантомимы, декорации,
    • чередование видов деятельности,
    • учёт специфических особенностей детей, посильность «заданий».
  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    Слушателям предлагается создать собственный сценарий художественного события, после демонстрации видео образцов.

6). Организованная работа педагогов, в том числе классных руководителей, с классом. Демонстрация презентации «Деревня сказок, созданной по детским рисункам для художественного события «В мире народной фантазии» - 2012 год.

  • Тезисы

    Рациональное использование времени учителя и учеников за счет репетиций блоками, индивидуальных репетиций, использование помощи старшеклассников.

    Следует иметь в виду, что коллектив учащихся, создающих художественное событие, – это не театральный кружок – это почти весь класс или несколько классов.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    • работа над дикцией,
    • работа над техникой речи, выразительностью, темпом, грамотностью, интенсивностью (громкостью),
    • стиль представления материала,
    • темп,
    • подвижность детей на сцене,
    • осознание своего долга и обязанностей,
    • самостоятельность действий и другое
  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    ...

7). Работа с аудиторией.

  • Тезисы

    Налаживание обратной связи с аудиторией.

  • Способы деятельности (принципы, методы, приемы)

    ...

  • Практические шаги слушателей мастер–класса

    Слушатели представляют свой сценарии.

Список присутствующих

Ф.И.О. № ОУ Преподаваемый предмет
1 Кабардинская Е.В. 1315 уч. нач. классов
2 Руденок Н.М. 1338 уч. русского языка и литературы
3 Воронова 603 Педагог доп. обр.
4 Ржевская О.И. 597 ИЗО, МХК
5 Зуоков Е.В. 1481 ИЗО, МХК
6 Кузьмина Т.Я. 2020 уч. русского языка и литературы
7 Шахова С.В 1251 ИЗО, технология
8 Рогачёва А.В. 425 уч. русского языка и литературы
9 Стрелкова Т.А. 601 ИЗО
10 Гущина Г.В 597 уч. нач. классов
11 Уткина С.А. ОМЦ САО, 1570 Методист, Уч. ИЗО
12 Шорохова О.Е. 1252 уч. русского языка и литературы
13 Шаталова Е.А. 183 ИЗО, МХК
14 Кочинова А.В. 662 уч. русского языка и литературы
15 Петросян В.О. 2020 уч. русского языка и литературы
16 Бурмистрова О.Ю. 1454 уч. русского языка и литературы
17 Тиллева Е.Б. ЦЭВДи Ю педагог доп. обр.
18 Шарова И.Л. 158 уч. математики
19 Авласова Е.К. 158 уч. русского языка и литературы
20 Терехова С.А. 158 уч. английского языка
21 Швидкая Б.С. 158 уч. английского языка
22 Ивченко С.В. 158 уч. русского языка и литературы, заместитель директора по ВР
23 Козлова О.Н. 158 уч. истории, заместитель директора по УВР

Отзывы участников мастер–класса

— «Сегодня на мастер–классе нам понравилась форма проведения мероприятия, обмен опытом, идеями. Раздаточный материал.»

— «Сегодня на мастер–классе мне понравилась презентация Ефимовой И.В. и практическое занятие Селезнёвой С.А., а так же представление итогов мастер–класса».

— «Мне запомнилось экспресс- составление сценария».

— «Сегодня на мастер–классе была очень душевная, добрая, гостеприимная атмосфера. Профессиональный и творческий подход педагогов, организовавших данный мастер–класс. Участие в этом мастер–классе было очень полезно. Огромное спасибо!»

— «Сегодня на мастер–классе мне понравилась творческая обстановка, доброжелательность, интересные идеи. Демонстрация художественных событий дает глубокое понимание этого педагогического приема».

— «Сегодня на мастер–классе была очень теплая и дружная атмосфера. Поразила краткое, ёмкое изложение теории и эффективность практической части. Спасибо за прекрасные идеи!»

— «Запомнилось целостность практического и теоретического материала, доступность его использования в своей практике».