Публичный отчёт ГОУ СОШ № 158 САО г. Москвы за 2009-2010 учебный год.
Деятельность педагогического коллектива ГОУ СОШ № 158 в 2009-2010 году была направлена на реализацию программы «Столичное образование 5» и решала следующие задачи:
Многие из поставленных задач были решены. Почти все педагоги и администрация школы закончили курсы по информационным технологиям в МИОО.
В 2009-2010 году итоговая аттестация учащихся 9 класса проходила в форме ГИА-9 Учащиеся 9б класса показали неплохие результаты качества и 100% успеваемость.
В 2009-2010 году была продолжена работа по переходу на профильное обучение. Путем анкетирования учащихся 8 и 9 классов и их родителей определили профиль будущего 10 класса. Заместитель директора по УВР Козлова О.Н. прошла курс подготовки по профильному обучению (семинары), организованному СОУО ДО и НМЦ. Согласно новому учебному плану в 2010-2011 году в 10 классе будут открыты, а в 11 классе продолжат работу две профильные группы: гуманитарная с профильными предметами: русский язык и обществознание и физико-математическая с изучением на профильном уровне математики и физики. В новом учебном году планируется решить задачу с переходом к предпрофилю в 8 и 9 классах и организации курсов по выбору в 8-9 классах, готовящих учащихся к профилизации в старшей школе.
Государственные программы по всем предметам в 2009-2010 году выполнены полностью. Неуспевающих в школе нет.
Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний 5-9 и 11 классов за 2 года
Общеобразовательные классы:
Классы повышенной мотивации (гимназические). Качество обученности в этих классах значительно выше, чем в общеобразовательных:
Если сравнивать и анализировать качество обучения за 2 года по классам, можно сказать, что в 5а качество, по сравнению с 4 классом , снизилось на 28%, что связано со сложностями перехода на новую ступень и завышенностью оценок в начальной школе. В 5б качество выросло на 3%, так как класс был сильнее и в начальной школе.
Динамика качества обученности за два года:
класс | 2008/2009 | класс | 2009/2010 |
4а | 70% | 5а | 42% |
4б | 73% | 5б | 76% |
5а | 46% | 6а | 59% |
5б | 66% | 6б | 60% |
6а | 37% | 7а | 14% |
6б | 81% | 7б | 50% |
7а | 35% | 8а | 17,6% |
7б | 54% | 8б | 24% |
8а | 35% | 9а | 9% |
8б | 62% | 9б | 40% |
Динамика качества обученности в 2009-2010 году:
класс | 1 полугодие | год |
5а | 35,7% | 42,3% |
5б | 63,6% | 76,2% |
6а | 46,2% | 59,3% |
6б | 50% | 60% |
7а | 13,3% | 13,8% |
7б | 43,3% | 50% |
8а | 17,6% | 17,6% |
8б | 27,3% | 23,8% |
9а | 4,2% | 8,7% |
9б | 36% | 40% |
Динамика видна: все классы (кроме 8б) повысили качество за полгода. Кроме того , сократилось количество детей, получивших одну тройку. Если в 1 полугодии с 5 по 11 класс таких детей было 32 человека, по итогам года их стало 14 человек. Поэтому и число хорошистов выросло на 15 человек, а отличников на 3 человека.
5-9 классы | 1 полугодие | год |
Отличники | 5 | 8 |
Хорошисты | 88 | 103 |
По результатам же 2009-2010 года налицо динамика повышения качества обучения по всем классам и увеличение количества мотивированных на учебу детей и отличников.
1. Русский язык и литература.
Если сравнивать итоги с прошлым годом, то следует заметить, что в параллели 5-х классов итоги общеобразовательного класса значительно ниже итогов прошлого года. Класс имеет очень слабую подготовку. В конце 1 полугодия был проведен контроль техники чтения — результаты неутешительные. МО словесников пришло к выводу, что этот класс требует особого контроля.
Параллель 6-х классов показывает стабильные результаты, также как и параллель 7-х классов. Параллель 8-х классов показала хорошие результаты по литературе, но по русскому языку в 8б классе процент качества ниже прошлогоднего на 6%.
2. Математика.
В 5-х классах качество знаний улучшилось (5а 46 до 63%; 5б с 66 до 81%).
В 6а увеличилось на 20%, а в 6б снизилось на 18%.
В 7б качество повысилось с 47 до 60%, а в 7а снижение на 12%.
В 8-х классах — снижение качества на 20%, в 9а качество низкое — 19,5%, а в 9б неплохие показатели — 70%. В 11-х классах качество выросло в среднем на 20%. В среднем по школе качество по математике выросло на 2,7%.
В новом году необходимо обратить МО математиков на 6а, 7б, 8а,9б классы и разработать систему помощи детям, испытывающим трудности.
3. Анализ качества знаний по иностранным языкам показал, что в гимназических классах качество выше по английскому языку в 11б на 15%. В общеобразовательных классах качество снизилось на 8-15%. По немецкому языку в 8б качество снизилось на 23%, а в 9б на 7%. На итоговом заседании МО разработаны рекомендации для индивидуальных занятий учащимся из 8б по немецкому языку и 8а по английскому языку.
4. По истории качество знаний по сравнению с 2008-2009 годом улучшилось: 7а на 0,5%, 8а на 0,6%, 11а на 12% (по Всеобщей истории), 7а на 9%.
В 5, 6, 11 гимназических классах качество держится на 100%, что говорит о высоком уровне мотивации у детей.
Наблюдается снижение качества: 5а на 11%, 6а на 12%. Классы слабые, но им надо уделить больше внимания в новом году.
5. По обществознанию в 6а, 7а, 8а качество немного ухудшилось в среднем на 5-10%. Возможно, повлияла смена учителя.
Увеличение наблюдается в 8б классе.
6. Анализируя химию, надо сказать, что по всем классам идет снижение качества во всех классах в среднем на 15%.
7. По физике в 7-х классах качество выросло на 15-20%, в 8-х снижение на 20%. Низкий уровень в 9а классе — 13%.
8. По биологии наблюдается хорошая тенденция на повышение качества по всем классам на 5-15%. Общий процент по школе — 82%.
9. География также имеет склонность к повышению на 10-30%. Общий процент по ОК-73, по ГК-85, всего по школе — 80%.
10. По физической культуре выросло качество в 5 классах на 6%, в 6 классах на 12%, в 7классах на 10%, в 8 классах на 6%, в 9 классах на 4%. Всего по школе — 99%, что на 7% выше прошлого года.
В следующем году надо более детально подойти к организации уроков в проблемных классах: 6а, 7а, 8а, 9а, 9б. В плане ВШК надо предусмотреть возможные варианты контроля данных классов администрацией и председателями МО.
Всего за год учащимися 1-11 классов пропущено 31411 уроков. Из них:
Из-за простудных заболеваний | 19475 уроков | 62% |
из-за хронических | 5762 урока | 18,3% |
в результате прогулов | 1124 урока | 3,6% |
по семейным обстоятельствам | 3555 уроков | 11,3% |
в результате травмирования | 1495 уроков | 4,8% |
По прогулам и семейным обстоятельствам лидируют 11 классы (700 и 1980)
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современной школы.
В нашей школе эта работа ведется давно. Педагоги школы пытаются помочь раскрыться таланту таких детей, создать условия, при которых способности детей проявятся в большей степени.
В школе есть база данных одаренных детей, в нее вошло отличники, победители конкурсов и олимпиад и творчески одаренные дети.
В базу данных мотивированных детей вошли все учащиеся, обучающиеся на «4» и «5» (на конец года их 103).
В работе с одаренными детьми используются такие формы работы как проектная деятельность, театральные постановки, проведение дней самоуправления два раза в год (октябрь и март), а также творческие конкурсы, олимпиады и интеллектуальные марафоны.
В целях совершенствования работы с одаренными детьми в 2010-2011 году необходимо организовать психологическую помощь мотивированным и одаренным учащимся.
Одной из форм ликвидации неуспевающих в школе является классно-обобщающий контроль. Предусмотрена схема данного контроля и план работы администрации по предупреждению неуспеваемости. Выявляются дети и причины их неуспешности (проблемы в освоении программ, неблагополучная семья, прогулы, проблемы со здоровьем, конфликт с учителем)
План работы администрации школы № 158 по предупреждению неуспеваемости в 2010-2011 учебном году.
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Выявление неуспевающих до окончания триместра, п/г. | В течение каждого месяца, триместра, п/г | Козлова О.Н., классные руководители, Шелепина Л.В. |
Индивидуальная работа учителей с возможными неуспевающими (инд. планы, тетради) | По мере выявления неуспешных детей в течение года | классные руководители, учителя-предметники, зам. директора по УВР Козлова О.Н. |
Обсуждение проблемы неуспеваемости на м/с, педсоветах, малых педсоветах. | В течение года | Козлова О.Н., Шелепина Л.В., учителя-предметники, председатели м/с |
Проведений совещаний при зам. директоре по УВР по факту обнаружения неуспевающих детей | В течение года | Козлова О.Н., Шелепина Л.В., классные руководители, учителя-предметники |
Приглашение учеников с родителями на административные совещания при директоре | В течение года | Козлова О.Н., классные руководители |
Привлечение родительской Общественности в решение проблемы неуспеваемости (Совета школы, ученического совета), приглашение на КНД | В течение года | Председатель Совета школы, председатель ученического совета, Ивченко С. В. |
Предоставление возможности продления триместра, полугодий для сдачи задолжностей. | В течение года | Козлова О.Н., классные руководители, учителя-предметники |
Своевременное уведомление родителей о возможной не аттестации ребенка и по итогам триместров и п/г на родительских собраниях, по телефону, в письменном виде (по почте: уведомления), приглашение на Дни открытых дверей. | В течение года | Козлова О. Н., классные руководители, учителя-предметники |
Проведение общих собраний учащихся по параллелям с подведением итогов успеваемости | ежемесячно | Козлова О.Н., классные руководители |
Согласно плану работы было проведено 6 совещаний при заместителе директора, где обсуждались проблемы в учебе и поведении учащихся 7а класса (4 человека), 9а класса (4 человека), 9б (1 человек), 8а (3 человека). Большинство этих учеников были поставлены на внутришкольный учет, а 7а класс поставлен на ВШК администрации.
Большую помощь в преодолении неуспешности оказывают родители, которые в большинстве случаев поддерживают школу. В 1 полугодии 20 родителей были приглашены на индивидуальные беседы по проблемам учебы и коррекции поведения. Во 1 полугодии такие беседы не проводились, так как все проблемные дети были вовремя аттестованы.
По итогам года неуспевающих в школе нет.
В начале и конце учебного года проводилась проверка личных дел учащихся. Основное замечание — несвоевременное выставление печатей по окончании года и отсутствие заверенных администраций копий документов. Недостатки устранены.
В следующем году планируется расширить круг вопросов по преемственности:
Администрацией осуществлялся в течение года контроль за посещаемостью уроков в 11 классах. Выявлены «прогульщики». Родители были поставлены в известность и во 1 полугодии наблюдалась положительная динамика. Выводы: основные причины пропусков в 11 классах — курсы (детям приходится уходить с последних уроков, чтобы пообедать и отдохнуть перед курсами). Все эти выводы надо учесть при составлении расписания в 11 классах.
Наши учителя охотно делятся своим опытом и знаниями с коллегами по школе.
Много учителей в этом году закончили курсы и выступали по их тематике в течение всего учебного года:
26 преподавателей школы приняли в течение этого года участие в окружных и городских семинарах, 10 человек — в научно-практических конференциях, 4 человека — в круглых столах, 2 человека — в творческих лабораториях.
Приятно, что наши учителя охотно делятся своим опытом в рамках и округа и города и хотят совершенствовать свою работу, обучаясь у педагогов других школ.
Из года в год по традиции в школе ведется эта работа, позволяющая многим ребятам 9 и 11 класса определиться с будущей профессией или обучением. При входе в школу висит стенд «Куда пойти учиться», куда вывешивается нужная информация из колледжей и ВУЗов. Наша школа имеет бессрочный договор с МАДИ и входит в московский центр авто-дорожного образования (дети проходят тестирование в 10 классе с предоставлением скидок на курсы для успешно написавших, участвуют в олимпиадах МАДИ по физике и математике).
В профориетационной работе задействованы классные руководители 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов.
В 2009 году МФПА предоставила школе информационный стенд, мы заключили договор о тестировании 9 и 11 классов по русскому языку, математике и обществознанию. Многие учащиеся набрали большое количество баллов и получили свидетельства с правом льготного поступления в ВУЗ.
В сентябре прошла встреча с представителями академии ФСБ. Учащихся 10 классов ознакомили с порядком зачисления и обучения.
В октябре учащиеся 10 класса познакомились с московским социально-экономическим нститутом.
В сентябре и январе 9 и 10 классы встречались с представителями высших и средних учебных заведений МВД и ГУВД Москвы.
В октябре 5 человек из 9 класса посетили день открытых дверей в техникуме имемни Годовикова.
Несколько встреч прошло с Марачинской Н.А. , педагогом колледжа № 13 имени Маршака (октябрь и декабрь)
9а класс вместе с классным руководителем Мареевой Л.А. посетили во время дня открытых дверей авто-дорожный колледж, детям очень понравились условия обучения.
Эта работа актуальна, так как на следующий год в школе набирается только один 10 класс. Много учащихся из 9а класса уходят в колледжи.
В 2009-2010 году в 9 классах экзамены проходили в следующих формах:
Результаты по письменным предметам:
Успеваемость — 100%
Качество:
Класс | Русский язык | Алгебра |
9а | 50% | 32% |
9б | 67% | 93% |
Сдача экзаменов в 9 классе по выбору: лидирует география — 27 человек, история России — 16, МХК — 15, обществознание — 13, всеобщая история — 7, физкультура и английский — 6, химия — 4.
Качество по экзаменам в 9а:
География | 17 человек | 70% |
История России | 11 человек | 55% |
Обществознание | 9 человек | 33% |
Всеобщая история | 4 человека | 50% |
Физкультура | 1 человек | 100% |
Английски язык | 1 человек | 100% |
Химия | 1 человек | 100% |
Качество по экзаменам в 9б классе:
География | 10 человек | 90% |
МХК (защита проектов) | 15 человек | 100% |
История России | 5 человек | 80% |
Всеобщая история | 3 человека | 100% |
Химия | 3 человека | 100% |
Физкультура | 5 человек | 100% |
Английский язык | 5 человек | 100% |
Обществознание | 4 человека | 100% |
Исходя из анализа работы за 2009-2010 год, вытекают и задачи на новый учебный год:
В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям:
Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей учащихся. Для этого в школе работают кружки и секции следующих направленностей: художественно-эстетическая, естественно-техническая, физкультурно-спортивная.
Целью дополнительного образования является помощь в реализации личности ребенка через совместный поиск и открытие его способностей, их развитие от уровня задатков до уровня таланта и мастерства.
Основная идея дополнительного образования: Идея самореализации личности ребенка.
Главной задачей дополнительного образования является создание коллективной творческой среды. В которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя «признанным», самодостаточным и успешным.
На данный момент школа не располагает широким спектром кружков и секций, которые смогли бы удовлетворить на сто процентов потребности учащихся. Это связано в первую очередь с отсутствием аккредитации по направлениям: Эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая, и т.д.
Но не смотря на это в кружковой работе задействовано более 60% учащихся.
Работу с учащимися проводят педагоги дополнительного образования (Сновская Л.С., Фатхудинова К.Г., Никонова Е.Н., Левина Т.И.). Эти учителя стремятся создать комфортные условия для интеллектуального и физического развития школьников. В основном в кружки и секции школы идут ребята из начальной школы и средней, так как старшеклассники посещают дополнительные курсы при университетах.
Главная цель: Воспитание высокообразованного человека, здорового морально и физически, с устойчивым нравственным поведением, способного к самореализации и самоопределению.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность школьников, разнообразные виды деятельности, общение, традиции, всю общешкольную среду через выполнение поставленных задач.
Задачи:
1. Совершенствование уклада школьной жизни, потребностей к учебному процессу, способствующему воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой нравственной личности.
Администрация школы, учителя-предметники и классные руководители оказывали всевозможную помощь, пытаясь определить способности учащихся и их интересы. Данная задача решалась путем вовлечения учащихся в различные кружки и секции (о них говорилось ранее), посещением факультативных занятий по предметам. Не раз участие в предметных олимпиадах приносило ребятам призовые места, также активно ребята участвовали в интеллектуальном марафоне, где тоже есть призовые места у наших учащихся.
В школе были проведены предметные недели: математики и информатики, естественных наук, русскому языку и литературе, истории и иностранных языков, неделя здорового образа жизни и физической культуры. Для более продуктивной работы с учащимися проводились тематические экскурсии по предметам. Для ребят были организованы викторины, конкурсы предметных газет, в которых ученики принимали активное участие. Классными руководителями и администрацией школы с ребятами проводилась кропотливая работа по профориентации, оказывалась помощь при поступлении в различные учебные заведения, ребята посещали дни открытых дверей в училищах, техникумах и ВУЗах.
2. Воспитание гражданско-патриотического чувства, воспитание гордости за школу, район, город, страну. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результатами своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.
Учащиеся посещали музей Вооруженных сил, Музей обороны Москвы на Поклонной горе, Районный музей участников ВОВ.
К 65-летию Победа проводился конкурс детских работ, конкурс чтецов. В течение года проводилась активная работа совместно с ветеранами Левобережного района.
Участвовали в окружных конкурсах: Рисунки на асфальте о Москве. Для учащихся проводились тематические классные часы, познавательные экскурсии. Ребята активно участвовали в акциях организованных школой и округом.
В школе ведется работа по формированию гордости за свою школу, район, округ, город, путем участия ребят в различных конкурсах и соревнованиях «День города» — в этом празднике ребята приняли участие в спортивных соревнованиях по баскетболу, футболу и спортивным эстафетам, и лёгкой атлетике, проходившим в нашем микрорайоне. Ученики школы участвовали в соревнованиях «Лыжня префекта», также ребята приняли участие в спортивных районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, кроссах, веселых стартах под руководством Власовой М.В.
Активное участие принимают учащиеся совместно с учителями школы во Всероссийских субботниках, поддерживают чистоту школьной территории в течение года.
3. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
В течение года ребята проводили рейды по внешнему виду, бережному отношению к школьному имуществу, активно участвовали в месячниках по благоустройству территории. Помогали в организации и проведению культурно-массовых мероприятий: традиционных праздников школы, а также мероприятий района, округа, города. Готовили газеты, посвященные праздникам, поездкам и трудовым делам в школе.
Силами ученического совета в том году была подготовлена и показана для младших школьников сказка «Снежная королева». Учителя выполняли только консультационную функцию, а сценарий, костюмы и декорации подготовили сами дети.
4. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, с целью максимального развития детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих обеспечению самореализации личности.
В течение учебного года дополнительным образованием было охвачено 60% учащихся школы. Дети посещали различные кружки и спортивные секции, (о них было сказано ранее) особой популярностью пользовались: кружок хореографии, кружок мягкой игрушки, а также секция ОФП. В результате обучения ребята смогли продемонстрировать свои творческие и спортивные достижения на, окружных и муниципальных конкурсах (есть первые места и победы) в школьных мероприятиях.
5. Формировать понимание учащимися духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества, содействовать межрегиональному и международному сотрудничеству, воспитывать чувство толерантности.
Для ребят организовывались диспуты, классные часы по темам: «Что такое толерантность?», «Дети — герои защитники Москвы», «День конституции», «Вечная память героям Российским», «Погибшим в кольце Блокады Ленинграда посвящается», «Сталинградская битва», «О трудовых обязанностях несовершеннолетних», «Памяти, героев войны, посвящается». Учащимся 7-11 классов организована беседа с представителем из комитета по гражданским правам.
Учащиеся с энтузиазмом отнеслись к акциям «Пожарная безопасность» и «Безопасные улицы и дороги», был организован конкурс детских работ, которые были, затем отправлены на окружные выставки.
Учащиеся принимали участие в мероприятиях посвященных Дню народного единства, организовали концерт, посвященный Дню Матери. Посещали тематические мероприятия в библиотеке № 105 имени Кассиля. Была проведена неделя художественно-эстетического развития.
6. Формирование потребности к здоровому образу жизни, укрепление здоровья учащихся средствами физкультуры и спорта, формирование положительного отношения к труду.
Классными руководителями были проведены следующие классные часы, диспуты, беседы: «Гигиена школьника», «Профилактика ОРЗ и гриппа», «Вредные привычки и как от них избавиться», «Влияние окружающей среды на наш организм», «Экстремальные ситуации», «Оказание первой медицинской помощи», «Охрана окружающей среды — дело каждого» и т.д. Прошла акция «Нет наркотикам, алкоголю и табакокурению». Для ребят школы приезжали специалисты, которые проводили с ними беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотиновой зависимости. С учащимися старших классов были проведены беседы специалистами о половом созревании юношей и девушек, ребятам была предоставлена краткая информация о проблемах, существующих в округе, и проведена разъяснительная работа. В апреле в школе проводилась неделя здорового образа жизни, в которой учащиеся и учителя приняли активное участие.
Активно принимали учащиеся школы и в различных спортивных соревнованиях, эстафетах и т.д. В этом направлении были проведены следующие мероприятия: эстафета, посвященная Дню города, легкоатлетический кросс, соревнования по подвижным играм, соревнования по многоборью допризывников, участие в районном турнире по волейболу, соревнования по гимнастике, соревнования по баскетболу, спартакиада «Олимпийские надежды» и др.
7. Оптимизация работы педагогического коллектива, родительской общественности и учащихся с целью взаимодействия и взаимопонимания.
В этом направлении в школе проводились встречи с родителями, которые позволили родителям лучше понять проблемы своих детей, так же классные руководители вели беседы с учащимися и родителями по этой проблеме.
В основе учебного и воспитательного процессов лежит единая цель — воспитание высокообразованного человека, здорового морально и физически, с устойчивым нравственным поведением, способного к самореализации и самоопределению. Эта цель реализуется на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов (классные часы, беседы, лекции, экскурсии, посещение музеев, театров) и во внеурочных занятиях творческих групп дополнительного образования (спортивные секции, кружки).
В 2009-2010 учебном году было проведено 5 заседаний методического объединения классных руководителей:
С классными руководителями ребята неоднократно посетили театры: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького, Малый театр, МХАТ, Российской Армии, Станиславского, Театр на Таганке, МТЮЗ, Театр Образцова, , Вахтангова, и др.
Обзорные экскурсии по Москве: в храм Христа Спасителя.
Экскурсии на предприятия: Районную библиотеку № 105, фабрика елочных игрушек г. Клин, фабрика мороженного «Баскин-Робинс»,парк Кузьминки (Конный, Хлебный двор), резиденция Деда Мороза и Снегурочки, парк Дружба, усадьбу Коломенское, Ботанический сад, Зоопарк, Третьяковская галерея, музей Советской Армии, ВВЦ, канал имени Москвы (лыжная прогулка), Измайловский парк, Поклонная гора музей ВОВ, культурный центр В.С.Высоцкого, дом-музей Б.Л.Пастернака, музей-квартира М.Горького, экскурсия по Старому Арбату, музей–квартира А.Н.Толстого.
Перед социально-психологической службой ГОУ СОШ № 158 в 2009-2010 учебном году стояли следующие цели и задачи...
Цель: социализация личности обучающихся.
Задачи:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении либо проблемы в обучении.
К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения
Одной из задач, которую решала школа в этом учебном году, является создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
Работа с «трудными» детьми велась планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собирались сведения о детях с девиантным поведением и детях «группы риска», и на основе анализа этого материала составлялся перспективный план работы.
Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходит на разных уровнях:
2. На выявление и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия, находящихся в социально-опасном положении
В работе с данными учащимися социально-пихологической службой применялись специальные методики:
По результатам внутришкольного контроля в октябре в 7-9 классах были выявлены обучающиеся, допускающие частые пропуски учебных занятий. Классные руководители и учителя-предметники вовремя не информировали администрацию и социально-психологическую службу о фактах пропусков уроков, не имели планов индивидуальной работы с учащимися и их семьями, обучающиеся не были поставлены на ВШК.
В течение октября и ноября была проделана большая работа Советом по профилактике правонарушений и администрацией школы по предупреждению необоснованных пропусков уроков и неуспешности учащихся. Семьи обучающихся приглашались на заседания, к работе была подключена психолог школы. Классными руководителями, психологом и учителями предметниками были составлены планы индивидуальной работы с подростками и семьями обучающихся.
Результат проделанной работы: Классным руководителям были даны рекомендации социально-психологической службы школы по работе с такими детьми. С обучающимися постоянно проводилась индивидуальная и групповая коррекционная работа (проводились графические тесты-пиктограммы и тренинги психолога.
Согласно договоров:
Организация | № договора | Совместные мероприятия | Участники |
ГУ МЦ «Дети улиц» САО | № 156 |
Тренинги для подростков
Психологическая поддержка родителям, детям и подросткам, находящимся в ТЖС
|
7-11 классы |
Институт Гигиены | № 22 | Лекторий для детей и родителей | 6-7 классы |
СЦ «Западное Дегунино» | б/н |
Посещение отделения дневного пребывания
Патронат семей и подростков
Методическая помощь педагогам
|
7-11 классы
1-11 классы
|
ЦПМСС «Доверие» | б/н | Работа с детьми группы риска, методическая помощь педагогам |
Семьи, находящиеся в социально опасном положении
7-11 классы
|
В следующем учебном году необходимо более активное, последовательное и системное участие школы в окружных мероприятиях, начиная с участия классов в конкурсах на уровне школы. А также в смотре-конкурсе «Соревнование классов, свободных от курения» для 6-7 классов.
Заместитель директора по СЗ Ивченко С.В. и социальный педагог Мещанчикова О.Н. использовали в работе с такими семьями индивидуальный подход и конфиденциальность, были назначены часы приема семей, нуждающихся в социальной поддержке.
В школе было организовано:
В школе работало 9 кружков, в них было задействовано 300 обучающихся, что составило 57% от общего числа учащихся школы. А также 3 спортивные секции, в которых занято 90 учащихся, что составляет 17% от общего количества учащихся.
В следующем учебном году необходимо больше уделять внимания активизации спортивной работы.
Социализация личности обучающихся — основная цель современной школы.
В программе «Столичное образование 5» основное внимание уделяется совершенствованию системы воспитания, дополнительного образования «с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся — системы ключевых компетентностей и социализации» (одно из направлений программы «Столичное образование 5»
Все мероприятия, перечисленные выше, проводившиеся в целях профилактики правонарушений и злоупотреблений ПАВ для детей и подростков школы, формировали у детей навыки адаптации к современным меняющимся условиям социума.
В прошлом учебном году закончилась экспериментальная работа школы по «Демократическому, государственно-общественному управлению школой», где много внимания уделялось самоуправлению, работе детского актива. В 2008-2009 году эффективности в работе органов самоуправления не было. А школьные органы самоуправления — основа формирования социального опыта учащихся школы.
В следующем учебном году необходимо в воспитательной работе уделить внимание: спланировать, поставить под контроль работу органов ученического самоуправления школы, так как личность формируется и социализируется в коллективе и только в процессе деятельности.
1. В школе сформировано единое учебно-образовательное пространство на основе интеграции и взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов.
2. В рамках экспериментальной площадки функционировало методическое объединение учителей-экспериментаторов.
Заседания проводились не реже одного раза в месяц по тематике, включенной в план работы экспериментальной площадки.
3. Выстроились специальные блоки взаимодействия образовательных дисциплин по конкретным развивающим и образовательным задачам и общим (единым) учебным темам.
4. Решены методические и организационные вопросы осуществления преемственности между начальной школой и средним звеном, основным и дополнительным образованием, взаимодействия педагогов и родителей в деле повышения мотивации к обучению.
Все это позволило:
5. Внутренние обсуждения хода работ проводились не реже 1-2-х раз в месяц на заседаниях методических объединений, в рабочих группах, на семинарах, проводимых научным руководителем.
6. Взаимодействие научного руководителя и участников эксперимента осуществлялось в форме теоретических и обучающих семинаров, групповых и индивидуальных консультаций по различным вопросам.
7. Для фиксации результатов эксперимента были разработаны критерии эффективности экспериментальной работы; критерии повышения педагогического мастерства учителей экспериментальной группы; проводились диагностики по выявлению уровня творческой активности учащихся, их положительной мотивации, познавательного интереса повышения качества обучения, умения использовать полученные знания при изучении других предметов.
Проведен психологический мониторинг детей, обучающихся в экспериментальных классах (реализация психологической поддержки экспериментальной работы).
8. К реализации программы эксперимента привлекались следующие организации:
9. Существующая методическая библиотека (сценарии, конспекты уроков, наглядные пособия, разработки конкретных уроков, планирование) позволяют каждому педагогу, заинтересованному в освоении инновационной педагогической технологии или проведении «нестандартного» урока, воспользоваться ею.
Накопленный опыт работы по интеграции образовательных дисциплин и формированию единого образовательного учебного пространства был представлен на экспертизу школ, работающих в единой Сети, и используется ими.
Характеристика полученных результатов ОЭР
В школе сформировано единое учебно-образовательное пространство на основе интеграции и взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов.
Рабочая модель и научно обоснованная концепция введения школы в процесс освоения интегрированного обучения, инновационных технологий, направленных на общее, полихудожественное развитие учащихся, развития духовной культуры на основе освоения культурного наследия России.
Разработаны:
Показатели эффективности образовательных процессов:
Разработаны и проведены:
Где осуществлялась апробация или внедрение полученных результатов