Публичный отчёт за 2010-2011 учебный год

Публичный отчёт ГОУ СОШ № 158 САО г. Москвы за 2010-2011 учебный год.

I. Учебно-воспитательный процесс

Задачи, стоящие перед школой в 2010-2011 учебном году

Деятельность педагогического коллектива ГОУ СОШ № 158 в 2010-2011 году была направлена на реализацию программы «Столичное образование 5» и решала следующие задачи:

  1. Постепенный переход на новые стандарты образования.
  2. Обучение учителей ИКТ компетенции.
  3. Переход на независимую оценку качества знаний.
  4. Осуществление подготовки и переход средней и старшей ступени на профильное обучение.

Многие из поставленных задач были решены. Почти все педагоги и администрация школы закончили курсы по информационным технологиям в МИОО.

В 2010-2011 году итоговая аттестация учащихся 9 класса проходила в форме ГИА-9. Учащиеся 9б класса показали неплохие результаты качества и 100% успеваемость.

В 2010-2011 году была продолжена работа по переходу на профильное обучение. Путем анкетирования учащихся 8 и 9 классов и их родителей определили профиль будущего 10 класса. Заместитель директора по УВР Козлова О.Н. прошла курс подготовки по профильному обучению (семинары), организованному СОУО ДО и НМЦ. Согласно новому учебному плану в 2011-2012 году в 10 классе будут открыты, а в 11 классе продолжат работу две профильные группы: гуманитарная с профильными предметами: русский язык и обществознание и физико-математическая с изучением на профильном уровне математики и физики. В новом учебном году планируется решить задачу с переходом к предпрофилю в 8 и 9 классах и организации курсов по выбору в 8-9 классах, готовящих учащихся к профилизации в старшей школе.

Результаты усвоения государственных программ и сравнительный анализ учебной деятельности за 2 года.

Государственные программы по всем предметам в 2010-2011 году выполнены полностью. Неуспевающих в школе нет.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний 5-9 и 11 классов за 2 года

Общеобразовательные классы:

  • 5 класс — качество обученности 42,3% (10 хорошистов и 1 отличник), что на 4% ниже показателей 5 класса за прошлый год. Это объясняется слабой подготовкой класса в начальной школе.
  • 6 класс — качество 59%, что на 22% выше показателей 6 класса за прошлый год (в классе 16 хорошистов).
  • 7 класс — качество 13,8% (4 хорошиста), что на 21% ниже показателей 7 класса за 2007-2008 год. В класс прибыло много слабых детей из разных регионов, численность увеличилась до 29 человек.
  • 8 класс — качество 17,6% (3 хорошиста), что на 42% ниже прошлого года. Класс малокомплектный, многие дети не мотивированы на учебу, есть «проблемные семьи», много беженцев и переселенцев.

Классы повышенной мотивации (гимназические). Качество обученности в этих классах значительно выше, чем в общеобразовательных:

  • 5 класс — 76% (14 хорошистов, 2 отличника), что на 10% выше показателей 5 класса в прошлом году. Класс очень хорошо подготовлен к средней школе учителем Бабкиной Т.М.
  • 6 класс — 60% (17 хорошистов, 1 отличник), что на 21 % ниже показателей прошлого года. Численность класса велика — 30 человек, слабые дети прибыли в этом году. Класс работоспособный. В классе есть победители в марафоне, олимпиадах.
  • 7 класс — 50% (14 хорошистов, 1 отличник), что на 17% выше прошлого года. Класс дает много победителей в конкурсах и олимпиадах. Перспективный.
  • 8 класс — 24% (5 хорошистов), это на 37% ниже показателей прошлого года. Класс слабый, не «дотягивает» до гимназического класса. Необходимо взять его на ВШК.

Если сравнивать и анализировать качество обучения за 2 года по классам, можно сказать, что в 5а качество, по сравнению с 4 классом , снизилось на 28%, что связано со сложностями перехода на новую ступень и завышенностью оценок в начальной школе. В 5б качество выросло на 3%, так как класс был сильнее и в начальной школе.

  • 6а — качество выросло на 13%
  • 6б — качество снизилось на 6% (прибыли новые дети)
  • 7а — качество снизилось на 23% (большая численность, много слабых детей прибыло из регионов)
  • 7б — качество снизилось на 4% (хотя класс остается сильным)
  • 8а — снижение качества на 12% (есть «трудные семьи». Нет контроля у многих детей за выполнением домашнего задания со стороны родителей.
  • 8б — качество снизилось на 9% (слабая мотивация к учебе)
  • 9а — снижение качества на 26% (отсутствие контроля со стороны родителей в некоторых семьях класса, слабая мотивация)
  • 9б — качество снизилось на 22%. Хотя в целом класс остается сильным, работоспособным, творческим. Прекрасно дети 9б сдали ГИА-9 в новой форме и устные экзамены.

Динамика качества обученности за два года:

класс 2008/2009 класс 2009/2010
70% 42%
73% 76%
46% 59%
66% 60%
37% 14%
81% 50%
35% 17,6%
54% 24%
35% 9%
62% 40%

Динамика качества обученности в 2009-2010 году:

класс 1 полугодие год
35,7% 42,3%
63,6% 76,2%
46,2% 59,3%
50% 60%
13,3% 13,8%
43,3% 50%
17,6% 17,6%
27,3% 23,8%
4,2% 8,7%
36% 40%

Динамика видна: все классы (кроме 8б) повысили качество за полгода. Кроме того , сократилось количество детей, получивших одну тройку. Если в 1 полугодии с 5 по 11 класс таких детей было 32 человека, по итогам года их стало 14 человек. Поэтому и число хорошистов выросло на 15 человек, а отличников на 3 человека.

5-9 классы 1 полугодие год
Отличники 5 8
Хорошисты 88 103

По результатам же 2009-2010 года налицо динамика повышения качества обучения по всем классам и увеличение количества мотивированных на учебу детей и отличников.

Хотелось бы остановиться и на анализе успеваемости и качества по предметам.

1. Русский язык и литература.

Если сравнивать итоги с прошлым годом, то следует заметить, что в параллели 5-х классов итоги общеобразовательного класса значительно ниже итогов прошлого года. Класс имеет очень слабую подготовку. В конце 1 полугодия был проведен контроль техники чтения — результаты неутешительные. МО словесников пришло к выводу, что этот класс требует особого контроля.

Параллель 6-х классов показывает стабильные результаты, также как и параллель 7-х классов. Параллель 8-х классов показала хорошие результаты по литературе, но по русскому языку в 8б классе процент качества ниже прошлогоднего на 6%.

2. Математика.

В 5-х классах качество знаний улучшилось (5а 46 до 63%; 5б с 66 до 81%).

В 6а увеличилось на 20%, а в 6б снизилось на 18%.

В 7б качество повысилось с 47 до 60%, а в 7а снижение на 12%.

В 8-х классах — снижение качества на 20%, в 9а качество низкое — 19,5%, а в 9б неплохие показатели — 70%. В 11-х классах качество выросло в среднем на 20%. В среднем по школе качество по математике выросло на 2,7%.

В новом году необходимо обратить МО математиков на 6а, 7б, 8а,9б классы и разработать систему помощи детям, испытывающим трудности.

3. Анализ качества знаний по иностранным языкам показал, что в гимназических классах качество выше по английскому языку в 11б на 15%. В общеобразовательных классах качество снизилось на 8-15%. По немецкому языку в 8б качество снизилось на 23%, а в 9б на 7%. На итоговом заседании МО разработаны рекомендации для индивидуальных занятий учащимся из 8б по немецкому языку и 8а по английскому языку.

4. По истории качество знаний по сравнению с 2009-2010 годом улучшилось: 7а на 0,5%, 8а на 0,6%, 11а на 12% (по Всеобщей истории), 7а на 9%.

В 5, 6, 11 гимназических классах качество держится на 100%, что говорит о высоком уровне мотивации у детей.

Наблюдается снижение качества: 5а на 11%, 6а на 12%. Классы слабые, но им надо уделить больше внимания в новом году.

5. По обществознанию в 6а, 7а, 8а качество немного ухудшилось в среднем на 5-10%. Возможно, повлияла смена учителя.

Увеличение наблюдается в 8б классе.

6. Анализируя химию, надо сказать, что по всем классам идет снижение качества во всех классах в среднем на 15%.

7. По физике в 7-х классах качество выросло на 15-20%, в 8-х снижение на 20%. Низкий уровень в 9а классе — 13%.

8. По биологии наблюдается хорошая тенденция на повышение качества по всем классам на 5-15%. Общий процент по школе — 82%.

9. География также имеет склонность к повышению на 10-30%. Общий процент по ОК-73, по ГК-85, всего по школе — 80%.

10. По физической культуре выросло качество в 5 классах на 6%, в 6 классах на 12%, в 7классах на 10%, в 8 классах на 6%, в 9 классах на 4%. Всего по школе — 99%, что на 7% выше прошлого года.

В следующем году надо более детально подойти к организации уроков в проблемных классах: 6а, 7а, 8а, 9а, 9б. В плане ВШК надо предусмотреть возможные варианты контроля данных классов администрацией и председателями МО.

Посещаемость уроков учащимися

Всего за год учащимися 1-11 классов пропущено 31411 уроков. Из них:

Из-за простудных заболеваний 19475 уроков 62%
из-за хронических 5762 урока 18,3%
в результате прогулов 1124 урока 3,6%
по семейным обстоятельствам 3555 уроков 11,3%
в результате травмирования 1495 уроков 4,8%

По прогулам и семейным обстоятельствам лидируют 11 классы (700 и 1980)

Работа с мотивированными и одаренными детьми.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современной школы.

В нашей школе эта работа ведется давно. Педагоги школы пытаются помочь раскрыться таланту таких детей, создать условия, при которых способности детей проявятся в большей степени.

В школе есть база данных одаренных детей, в нее вошло отличники, победители конкурсов и олимпиад и творчески одаренные дети.

В базу данных мотивированных детей вошли все учащиеся, обучающиеся на «4» и «5» (на конец года их 103).

В работе с одаренными детьми используются такие формы работы как проектная деятельность, театральные постановки, проведение дней самоуправления два раза в год (октябрь и март), а также творческие конкурсы, олимпиады и интеллектуальные марафоны.

В целях совершенствования работы с одаренными детьми в 2011-2012 году необходимо организовать психологическую помощь мотивированным и одаренным учащимся.

Работа с обучающимися, склонными к неуспешности в учебе

Одной из форм ликвидации неуспевающих в школе является классно-обобщающий контроль. Предусмотрена схема данного контроля и план работы администрации по предупреждению неуспеваемости. Выявляются дети и причины их неуспешности (проблемы в освоении программ, неблагополучная семья, прогулы, проблемы со здоровьем, конфликт с учителем)

План работы администрации школы № 158 по предупреждению неуспеваемости в 2011-2012 учебном году.

Мероприятия Сроки Ответственный
Выявление неуспевающих до окончания триместра, п/г. В течение каждого месяца, триместра, п/г Козлова О.Н., классные руководители, Шелепина Л.В.
Индивидуальная работа учителей с возможными неуспевающими (инд. планы, тетради) По мере выявления неуспешных детей в течение года классные руководители, учителя-предметники, зам. директора по УВР Козлова О.Н.
Обсуждение проблемы неуспеваемости на м/с, педсоветах, малых педсоветах. В течение года Козлова О.Н., Шелепина Л.В., учителя-предметники, председатели м/с
Проведений совещаний при зам. директоре по УВР по факту обнаружения неуспевающих детей В течение года Козлова О.Н., Шелепина Л.В., классные руководители, учителя-предметники
Приглашение учеников с родителями на административные совещания при директоре В течение года Козлова О.Н., классные руководители
Привлечение родительской Общественности в решение проблемы неуспеваемости (Совета школы, ученического совета), приглашение на КНД В течение года Председатель Совета школы, председатель ученического совета, Ивченко С. В.
Предоставление возможности продления триместра, полугодий для сдачи задолжностей. В течение года Козлова О.Н., классные руководители, учителя-предметники
Своевременное уведомление родителей о возможной не аттестации ребенка и по итогам триместров и п/г на родительских собраниях, по телефону, в письменном виде (по почте: уведомления), приглашение на Дни открытых дверей. В течение года Козлова О. Н., классные руководители, учителя-предметники
Проведение общих собраний учащихся по параллелям с подведением итогов успеваемости ежемесячно Козлова О.Н., классные руководители

Согласно плану работы было проведено 6 совещаний при заместителе директора, где обсуждались проблемы в учебе и поведении учащихся 7а класса (4 человека), 9а класса (4 человека), 9б (1 человек), 8а (3 человека). Большинство этих учеников были поставлены на внутришкольный учет, а 7а класс поставлен на ВШК администрации.

Большую помощь в преодолении неуспешности оказывают родители, которые в большинстве случаев поддерживают школу. В 1 полугодии 20 родителей были приглашены на индивидуальные беседы по проблемам учебы и коррекции поведения. Во 1 полугодии такие беседы не проводились, так как все проблемные дети были вовремя аттестованы.

По итогам года неуспевающих в школе нет.

Итоги и анализ ВШК

В начале и конце учебного года проводилась проверка личных дел учащихся. Основное замечание — несвоевременное выставление печатей по окончании года и отсутствие заверенных администраций копий документов. Недостатки устранены.

В следующем году планируется расширить круг вопросов по преемственности:

  • организовать временное МО педагогов, выпускающих 4 классы и готовящихся принять 5 классы;
  • разработать на ВМО перечень ЗУН при переходе в среднюю школу;
  • разработать совместные уроки в 4 классе с учителями 5 классов;
  • проанализировать психологическую готовность учащихся 4 классов к средней школе и выявить возможные проблемы.

Администрацией осуществлялся в течение года контроль за посещаемостью уроков в 11 классах. Выявлены «прогульщики». Родители были поставлены в известность и во 1 полугодии наблюдалась положительная динамика. Выводы: основные причины пропусков в 11 классах — курсы (детям приходится уходить с последних уроков, чтобы пообедать и отдохнуть перед курсами). Все эти выводы надо учесть при составлении расписания в 11 классах.

Обобщение педагогического опыта в школе

Наши учителя охотно делятся своим опытом и знаниями с коллегами по школе.

Много учителей в этом году закончили курсы и выступали по их тематике в течение всего учебного года:

«Педагогические условия реализации проектных форм обучения на основе взаимодействия и интеграции образовательных дисциплин в начальной и средней школе». Ефимова И.В. по теме: «Компьютерная презентация: Каменная летопись Древней Руси как расширение художественного пространства литературного произведения», Ефимова Н.В. по теме: «Журнал Начшколенок».

Участие в работе округа и города

26 преподавателей школы приняли в течение этого года участие в окружных и городских семинарах, 10 человек — в научно-практических конференциях, 4 человека — в круглых столах, 2 человека — в творческих лабораториях.

  • Селезнева С.А. и Ефимова И.В. участвовали в Всероссийской конференции «Юсовские чтения: Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа» в РАО.
  • Авласова Е.К. и Ефимова И.В. — в городском мастер-классе в рамках недели искусств.
  • Ефимова И.В. — в окружном семинаре на базе ОМЦ САО «Интеграция предметов ИЗО и гуманитарного цикла»
  • Все участники нашей экспериментальной работы приняли участие в городском научно-практическом семинаре на базе нашей школы по теме: «Педагогические условия реализации проектных форм обучения на основе взаимодействия и интеграции образовательных дисциплин в начальной и средней школе», организованном ИХО РАО.
  • Селезнева С.А., Ефимова И.В. — в городской научно-практической конференции по теме: «Развитие личности учащегося в пространстве художественно-эстетического образования школы будущего» в ГОУ СОШ № 1308 ЗАО.
  • Козлова О.Н. приняла участие в серии семинаров, организованных СОУО и НМЦ по проблеме профильного обучения , а также семинаров по работе с одаренными детьми.

Приятно, что наши учителя охотно делятся своим опытом в рамках и округа и города и хотят совершенствовать свою работу, обучаясь у педагогов других школ.

Профориентационная работа в школе

Из года в год по традиции в школе ведется эта работа, позволяющая многим ребятам 9 и 11 класса определиться с будущей профессией или обучением. При входе в школу висит стенд «Куда пойти учиться», куда вывешивается нужная информация из колледжей и ВУЗов. Наша школа имеет бессрочный договор с МАДИ и входит в московский центр авто-дорожного образования (дети проходят тестирование в 10 классе с предоставлением скидок на курсы для успешно написавших, участвуют в олимпиадах МАДИ по физике и математике).

В профориетационной работе задействованы классные руководители 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов.

В 2009 году МФПА предоставила школе информационный стенд, мы заключили договор о тестировании 9 и 11 классов по русскому языку, математике и обществознанию. Многие учащиеся набрали большое количество баллов и получили свидетельства с правом льготного поступления в ВУЗ.

В сентябре прошла встреча с представителями академии ФСБ. Учащихся 10 классов ознакомили с порядком зачисления и обучения.

В октябре учащиеся 10 класса познакомились с московским социально-экономическим нститутом.

В сентябре и январе 9 и 10 классы встречались с представителями высших и средних учебных заведений МВД и ГУВД Москвы.

В октябре 5 человек из 9 класса посетили день открытых дверей в техникуме имемни Годовикова.

Несколько встреч прошло с Марачинской Н.А. , педагогом колледжа № 13 имени Маршака (октябрь и декабрь)

9а класс вместе с классным руководителем Мареевой Л.А. посетили во время дня открытых дверей авто-дорожный колледж, детям очень понравились условия обучения.

Эта работа актуальна, так как на следующий год в школе набирается только один 10 класс. Много учащихся из 9а класса уходят в колледжи.

Результаты экзаменов

В 2010-2011 году в 9 классах экзамены проходили в следующих формах:

  • 9а класс — письменные экзамены в традиционной форме;
  • 9б класс — в новой форме ГИА-9.

Результаты по письменным предметам:

Успеваемость — 100%

Качество:

Класс Русский язык Алгебра
50% 32%
67% 93%

Сдача экзаменов в 9 классе по выбору: лидирует география — 27 человек, история России — 16, МХК — 15, обществознание — 13, всеобщая история — 7, физкультура и английский — 6, химия — 4.

Качество по экзаменам в 9а:

География 17 человек 70%
История России 11 человек 55%
Обществознание 9 человек 33%
Всеобщая история 4 человека 50%
Физкультура 1 человек 100%
Английски язык 1 человек 100%
Химия 1 человек 100%

Качество по экзаменам в 9б классе:

География 10 человек 90%
МХК (защита проектов) 15 человек 100%
История России 5 человек 80%
Всеобщая история 3 человека 100%
Химия 3 человека 100%
Физкультура 5 человек 100%
Английский язык 5 человек 100%
Обществознание 4 человека 100%

Задачи учебно-воспитательной работы на 2011-2012 год

Исходя из анализа работы за 2010-2011 год, вытекают и задачи на новый учебный год:

  1. Создание общешкольного методического совета (МС). Ответственные: Козлова О.Н., председатели МО.
  2. Осуществить переход к предпофильному обучению (организация курсов по выбору в 8-9 классах, готовящих учащихся к профильной школе). Ответственный: Козлова О.Н.
  3. Повышение качества обучения за счет внедрения новых методов и форм обучения во всех классах школы. Ответственные: администрация, учителя-предметники, председатели МО.
  4. Организация психологической помощи одаренным детям. Ответственный: Дедул С.Ю.
  5. Расширение мероприятий по преемственности начальной и средней школы. Ответственные: Козлова О.Н., Шелепина Л.В.
  6. Продолжить обучение педагогов ИКТ компетенции. Ответственный: Козлова О.Н.

II. Воспитательная работа

В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям:

  • Праздник первого звонка «День Знаний»;
  • День Города;
  • День старшего поколения;
  • День учителя;
  • День народного единства (День добрых дел);
  • Неделя игры и игрушки;
  • День матери;
  • Новогодние праздники (Новый год, Рождество);
  • Предметные недели;
  • День св. Валентина;
  • Снятие блокады Ленинграда;
  • Победа под Сталинградом;
  • Праздник, посвященный Защитнику Отечества;
  • Масленица;
  • 8-ое Марта;
  • Мисс Весна;
  • Неделя детской книги, музыки и театра;
  • Неделя Здорового образа жизни;
  • Всемирный день авиации и космонавтики;
  • Дни культурного и исторического наследия;
  • День Победы;
  • День музеев;
  • Прощание с Азбукой (начальная школа);
  • Праздник последнего звонка (для начальной школы, для средней школы и старшей школы);
  • Выпускной вечер, вручение аттестатов;
  • День защиты детей;

Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей учащихся. Для этого в школе работают кружки и секции следующих направленностей: художественно-эстетическая, естественно-техническая, физкультурно-спортивная.

Целью дополнительного образования является помощь в реализации личности ребенка через совместный поиск и открытие его способностей, их развитие от уровня задатков до уровня таланта и мастерства.

Основная идея дополнительного образования: Идея самореализации личности ребенка.

Главной задачей дополнительного образования является создание коллективной творческой среды. В которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя «признанным», самодостаточным и успешным.

Распределение учащихся в кружках и секциях

На данный момент школа не располагает широким спектром кружков и секций, которые смогли бы удовлетворить на сто процентов потребности учащихся. Это связано в первую очередь с отсутствием аккредитации по направлениям: Эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая, и т.д.

Но не смотря на это в кружковой работе задействовано более 60% учащихся.

Работу с учащимися проводят педагоги дополнительного образования (Сновская Л.С., Фатхудинова К.Г., Никонова Е.Н., Левина Т.И.). Эти учителя стремятся создать комфортные условия для интеллектуального и физического развития школьников. В основном в кружки и секции школы идут ребята из начальной школы и средней, так как старшеклассники посещают дополнительные курсы при университетах.

В этом году перед педагогическим коллективом школы была поставлена следующая цель и задачи воспитания:

Главная цель: Воспитание высокообразованного человека, здорового морально и физически, с устойчивым нравственным поведением, способного к самореализации и самоопределению.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность школьников, разнообразные виды деятельности, общение, традиции, всю общешкольную среду через выполнение поставленных задач.

Задачи:

1. Совершенствование уклада школьной жизни, потребностей к учебному процессу, способствующему воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой нравственной личности.

Администрация школы, учителя-предметники и классные руководители оказывали всевозможную помощь, пытаясь определить способности учащихся и их интересы. Данная задача решалась путем вовлечения учащихся в различные кружки и секции (о них говорилось ранее), посещением факультативных занятий по предметам. Не раз участие в предметных олимпиадах приносило ребятам призовые места, также активно ребята участвовали в интеллектуальном марафоне, где тоже есть призовые места у наших учащихся.

В школе были проведены предметные недели: математики и информатики, естественных наук, русскому языку и литературе, истории и иностранных языков, неделя здорового образа жизни и физической культуры. Для более продуктивной работы с учащимися проводились тематические экскурсии по предметам. Для ребят были организованы викторины, конкурсы предметных газет, в которых ученики принимали активное участие. Классными руководителями и администрацией школы с ребятами проводилась кропотливая работа по профориентации, оказывалась помощь при поступлении в различные учебные заведения, ребята посещали дни открытых дверей в училищах, техникумах и ВУЗах.

2. Воспитание гражданско-патриотического чувства, воспитание гордости за школу, район, город, страну. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результатами своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.

Учащиеся посещали музей Вооруженных сил, Музей обороны Москвы на Поклонной горе, Районный музей участников ВОВ.

К 65-летию Победа проводился конкурс детских работ, конкурс чтецов. В течение года проводилась активная работа совместно с ветеранами Левобережного района.

Участвовали в окружных конкурсах: Рисунки на асфальте о Москве. Для учащихся проводились тематические классные часы, познавательные экскурсии. Ребята активно участвовали в акциях организованных школой и округом.

В школе ведется работа по формированию гордости за свою школу, район, округ, город, путем участия ребят в различных конкурсах и соревнованиях «День города» — в этом празднике ребята приняли участие в спортивных соревнованиях по баскетболу, футболу и спортивным эстафетам, и лёгкой атлетике, проходившим в нашем микрорайоне. Ученики школы участвовали в соревнованиях «Лыжня префекта», также ребята приняли участие в спортивных районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, кроссах, веселых стартах под руководством Власовой М.В.

Активное участие принимают учащиеся совместно с учителями школы во Всероссийских субботниках, поддерживают чистоту школьной территории в течение года.

3. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.

В течение года ребята проводили рейды по внешнему виду, бережному отношению к школьному имуществу, активно участвовали в месячниках по благоустройству территории. Помогали в организации и проведению культурно-массовых мероприятий: традиционных праздников школы, а также мероприятий района, округа, города. Готовили газеты, посвященные праздникам, поездкам и трудовым делам в школе.

Силами ученического совета в том году была подготовлена и показана для младших школьников сказка «Снежная королева». Учителя выполняли только консультационную функцию, а сценарий, костюмы и декорации подготовили сами дети.

4. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, с целью максимального развития детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих обеспечению самореализации личности.

В течение учебного года дополнительным образованием было охвачено 60% учащихся школы. Дети посещали различные кружки и спортивные секции, (о них было сказано ранее) особой популярностью пользовались: кружок хореографии, кружок мягкой игрушки, а также секция ОФП. В результате обучения ребята смогли продемонстрировать свои творческие и спортивные достижения на, окружных и муниципальных конкурсах (есть первые места и победы) в школьных мероприятиях.

5. Формировать понимание учащимися духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества, содействовать межрегиональному и международному сотрудничеству, воспитывать чувство толерантности.

Для ребят организовывались диспуты, классные часы по темам: «Что такое толерантность?», «Дети — герои защитники Москвы», «День конституции», «Вечная память героям Российским», «Погибшим в кольце Блокады Ленинграда посвящается», «Сталинградская битва», «О трудовых обязанностях несовершеннолетних», «Памяти, героев войны, посвящается». Учащимся 7-11 классов организована беседа с представителем из комитета по гражданским правам.

Учащиеся с энтузиазмом отнеслись к акциям «Пожарная безопасность» и «Безопасные улицы и дороги», был организован конкурс детских работ, которые были, затем отправлены на окружные выставки.

Учащиеся принимали участие в мероприятиях посвященных Дню народного единства, организовали концерт, посвященный Дню Матери. Посещали тематические мероприятия в библиотеке № 105 имени Кассиля. Была проведена неделя художественно-эстетического развития.

6. Формирование потребности к здоровому образу жизни, укрепление здоровья учащихся средствами физкультуры и спорта, формирование положительного отношения к труду.

Классными руководителями были проведены следующие классные часы, диспуты, беседы: «Гигиена школьника», «Профилактика ОРЗ и гриппа», «Вредные привычки и как от них избавиться», «Влияние окружающей среды на наш организм», «Экстремальные ситуации», «Оказание первой медицинской помощи», «Охрана окружающей среды — дело каждого» и т.д. Прошла акция «Нет наркотикам, алкоголю и табакокурению». Для ребят школы приезжали специалисты, которые проводили с ними беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотиновой зависимости. С учащимися старших классов были проведены беседы специалистами о половом созревании юношей и девушек, ребятам была предоставлена краткая информация о проблемах, существующих в округе, и проведена разъяснительная работа. В апреле в школе проводилась неделя здорового образа жизни, в которой учащиеся и учителя приняли активное участие.

Активно принимали учащиеся школы и в различных спортивных соревнованиях, эстафетах и т.д. В этом направлении были проведены следующие мероприятия: эстафета, посвященная Дню города, легкоатлетический кросс, соревнования по подвижным играм, соревнования по многоборью допризывников, участие в районном турнире по волейболу, соревнования по гимнастике, соревнования по баскетболу, спартакиада «Олимпийские надежды» и др.

7. Оптимизация работы педагогического коллектива, родительской общественности и учащихся с целью взаимодействия и взаимопонимания.

В этом направлении в школе проводились встречи с родителями, которые позволили родителям лучше понять проблемы своих детей, так же классные руководители вели беседы с учащимися и родителями по этой проблеме.

В основе учебного и воспитательного процессов лежит единая цель — воспитание высокообразованного человека, здорового морально и физически, с устойчивым нравственным поведением, способного к самореализации и самоопределению. Эта цель реализуется на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов (классные часы, беседы, лекции, экскурсии, посещение музеев, театров) и во внеурочных занятиях творческих групп дополнительного образования (спортивные секции, кружки).

В 2009-2010 учебном году было проведено 5 заседаний методического объединения классных руководителей:

  • Организация работы на 2010–2011 учебный год. Планирование открытых мероприятий общешкольных праздников. Обзор новинок педагогической литературы.
  • Анализ осенних каникул. Определение критерий оценки классных руководителей. Индивидуальная работа с детьми. Подростковый возраст — особенности и сложности в работе.
  • Планирование взаимопосещения классных часов на 2 полугодие. Работа с родителями — основные направления работа классного руководителя.
  • Роль деятельности классного руководителя в повышенном уровне развития классного коллектива и воспитанности каждого учащегося. Педагогическое общение как особый вид творчества. Концепция работы классного руководителя.
  • Развитие личности. Формы и методы воспитательной деятельности, направленной на подготовку учащихся к жизни в современных условиях. Проведение летних каникул.

Приоритеты в организации экскурсий

С классными руководителями ребята неоднократно посетили театры: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького, Малый театр, МХАТ, Российской Армии, Станиславского, Театр на Таганке, МТЮЗ, Театр Образцова, , Вахтангова, и др.

Обзорные экскурсии по Москве: в храм Христа Спасителя.

Экскурсии на предприятия: Районную библиотеку № 105, фабрика елочных игрушек г. Клин, фабрика мороженного «Баскин-Робинс»,парк Кузьминки (Конный, Хлебный двор), резиденция Деда Мороза и Снегурочки, парк Дружба, усадьбу Коломенское, Ботанический сад, Зоопарк, Третьяковская галерея, музей Советской Армии, ВВЦ, канал имени Москвы (лыжная прогулка), Измайловский парк, Поклонная гора музей ВОВ, культурный центр В.С.Высоцкого, дом-музей Б.Л.Пастернака, музей-квартира М.Горького, экскурсия по Старому Арбату, музей–квартира А.Н.Толстого.

Задачи на 2011-2012 учебный год:

  • Продолжить совершенствование уклада школьной жизни, потребностей к учебному процессу, способствующему воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой нравственной личности.
  • Способствовать воспитанию гражданско-патриотического чувства, воспитанию гордости за школу, район, город, страну. Формированию гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результатами своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.
  • Продолжить развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
  • Продолжать вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, с целью максимального развития детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих обеспечению самореализации личности.
  • Способствовать формированию понимания учащимися духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества, содействовать межрегиональному и международному сотрудничеству, воспитывать чувство толерантности.
  • Способствовать формированию потребности к здоровому образу жизни, укрепление здоровья учащихся средствами физкультуры и спорта, формированию положительного отношения к труду.
  • Продолжить работу педагогического коллектива с родительской общественностью и учащимися с целью взаимодействия и взаимопонимания.

III. Социальная защита

Перед социально-психологической службой ГОУ СОШ № 158 в 2010-2011 учебном году стояли следующие цели и задачи...

Цель: социализация личности обучающихся.

Задачи:

  1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении либо проблемы в обучении.
  2. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия, находящихся в социально-опасном положении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им психолого-педагогической и социальной помощи.
  4. Выявление социально незащищенных семей и защита их социальных интересов.
  5. Обеспечение организации обще доступных спортивных секций, кружков и привлечение к участию в них подростков.
  6. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на профилактику правонарушений, безнадзорности, злоупотреблений ПАВ, сохранение здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
  7. Социальная адаптация личности обучающихся.

Социально-психологическая деятельность в ОУ была направлена на реализацию данных целей и задач.

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении либо проблемы в обучении.

К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения

Одной из задач, которую решала школа в этом учебном году, является создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.

Работа с «трудными» детьми велась планомерно и систематически. В начале учебного года по классам собирались сведения о детях с девиантным поведением и детях «группы риска», и на основе анализа этого материала составлялся перспективный план работы.

Решение воспитательных проблем, связанных с этими детьми, происходит на разных уровнях:

  • индивидуальные беседы с учащимися, беседы в присутствии родителей;
  • беседы с родителями;
  • психологические тренинги;
  • классные часы;
  • родительские собрания;
  • профилактическая работа с инспектором ПДН Зонтовой О.В.;
  • посещение лектория «Подросток и закон» в библиотеке № 105;
  • участие в психологических тренингах, проводимых психологом школы и психологом социального центра «Дети улиц»;
  • проведение бесед по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни лектором центра «Нарконон»;
  • работа с КДН Левобережного района;
  • тематические видеосалоны по профилактике злоупотребления ПАВ.

2. На выявление и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия, находящихся в социально-опасном положении

В работе с данными учащимися социально-пихологической службой применялись специальные методики:

  • изучение мотивационной сферы;
  • социометрический опрос;
  • изучение потребностей и интересов;
  • составление карт наблюдений
  • изучение само отношения, само оценки и креативности,
  • диагностика социально-психологической адаптации;
  • изучение склонности к отклоняющемуся и агрессивному поведению;
  • изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

По результатам внутришкольного контроля в октябре в 7-9 классах были выявлены обучающиеся, допускающие частые пропуски учебных занятий. Классные руководители и учителя-предметники вовремя не информировали администрацию и социально-психологическую службу о фактах пропусков уроков, не имели планов индивидуальной работы с учащимися и их семьями, обучающиеся не были поставлены на ВШК.

В течение октября и ноября была проделана большая работа Советом по профилактике правонарушений и администрацией школы по предупреждению необоснованных пропусков уроков и неуспешности учащихся. Семьи обучающихся приглашались на заседания, к работе была подключена психолог школы. Классными руководителями, психологом и учителями предметниками были составлены планы индивидуальной работы с подростками и семьями обучающихся.

Результат проделанной работы: Классным руководителям были даны рекомендации социально-психологической службы школы по работе с такими детьми. С обучающимися постоянно проводилась индивидуальная и групповая коррекционная работа (проводились графические тесты-пиктограммы и тренинги психолога.

Взаимодействие ОУ с государственными и общественными организациями

Согласно договоров:

Организация № договора Совместные мероприятия Участники
ГУ МЦ «Дети улиц» САО № 156
Тренинги для подростков
Психологическая поддержка родителям, детям и подросткам, находящимся в ТЖС
7-11 классы
Институт Гигиены № 22 Лекторий для детей и родителей 6-7 классы
СЦ «Западное Дегунино» б/н
Посещение отделения дневного пребывания
Патронат семей и подростков
Методическая помощь педагогам
7-11 классы
1-11 классы
ЦПМСС «Доверие» б/н Работа с детьми группы риска, методическая помощь педагогам
Семьи, находящиеся в социально опасном положении
7-11 классы

Участие ГОУ СОШ № 158 в окружных и городских конкурсах, смотрах, семинарах, круглых столах, проводимых по профилактике правонарушений, безнадзорности и злоупотреблений ПАВ:

  1. Конкурс плакатов «Протяни руку помощи»
  2. Конкурс календарей проделанной работы по профилактике употребления ПАВ «Помогая себе, помогаем другим».
  3. Конкурс классных часов по профилактике негативных явлений среди подростков «Наркомания — знак беды»
  4. Семинары и круглые столы для психологов школы по профилактике.
  5. Круглый стол на базе Социального Центра «Западное Дегунино» по профилактике
  6. Круглый стол по профилактике правонарушений в КДН и ЗП Левобережного района.

В следующем учебном году необходимо более активное, последовательное и системное участие школы в окружных мероприятиях, начиная с участия классов в конкурсах на уровне школы. А также в смотре-конкурсе «Соревнование классов, свободных от курения» для 6-7 классов.

Выявление социально незащищенных семей и защита их социальных интересов

Заместитель директора по СЗ Ивченко С.В. и социальный педагог Мещанчикова О.Н. использовали в работе с такими семьями индивидуальный подход и конфиденциальность, были назначены часы приема семей, нуждающихся в социальной поддержке.

В школе было организовано:

  • бесплатное питание всех обучающихся 1-4 классов (завтрак)
  • бесплатное двухразовое питание детей из многодетных и наиболее социально незащищенных семей. Питалось 285 обучающихся, что на 23 больше по сравнению с прошлым годом и составляет 54% от общего числа учащихся школы.

Обеспечение организации обще доступных спортивных секций, кружков и привлечение к участию в них подростков

В школе работало 9 кружков, в них было задействовано 300 обучающихся, что составило 57% от общего числа учащихся школы. А также 3 спортивные секции, в которых занято 90 учащихся, что составляет 17% от общего количества учащихся.

В следующем учебном году необходимо больше уделять внимания активизации спортивной работы.

Социальная адаптация личности обучающихся

Социализация личности обучающихся — основная цель современной школы.

В программе «Столичное образование 5» основное внимание уделяется совершенствованию системы воспитания, дополнительного образования «с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся — системы ключевых компетентностей и социализации» (одно из направлений программы «Столичное образование 5»

Все мероприятия, перечисленные выше, проводившиеся в целях профилактики правонарушений и злоупотреблений ПАВ для детей и подростков школы, формировали у детей навыки адаптации к современным меняющимся условиям социума.

В прошлом учебном году закончилась экспериментальная работа школы по «Демократическому, государственно-общественному управлению школой», где много внимания уделялось самоуправлению, работе детского актива. В 2008-2009 году эффективности в работе органов самоуправления не было. А школьные органы самоуправления — основа формирования социального опыта учащихся школы.

В следующем учебном году необходимо в воспитательной работе уделить внимание: спланировать, поставить под контроль работу органов ученического самоуправления школы, так как личность формируется и социализируется в коллективе и только в процессе деятельности.

Задачи на следующий год:

  1. Уделить больше внимания методической работе с классными руководителями и воспитателями ГПД
  2. В воспитательной работе по профилактике безнадзорности и правонарушений использовать новые интересные формы работы (диспуты, игры, конференции, круглые столы, акции и пр.)
  3. Активизировать учебно-воспитательную работу, работу органов ученического самоуправления.
  4. Поставить под контроль работу психолога по осуществлению психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (проводить тренинги, мероприятия по адаптации 1-х и 5-х классов и др.)
  5. Активнее принимать участие в окружных конкурсах. Включая их в план работы школы.
  6. Вести пропаганду здорового образа жизни, по профилактике детского травматизма, следить за состоянием здоровья школьников.
  7. Уделять больше вниманию занятости учащихся из группы риска во второй половине дня и на каникулах.
  8. Чаще проводить обследования жилищно-бытовых условий учащихся.

IV. Экспериментальная работа

Анализ организационного устройства экспериментальной площадки:

1. В школе сформировано единое учебно-образовательное пространство на основе интеграции и взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов.

2. В рамках экспериментальной площадки функционировало методическое объединение учителей-экспериментаторов.

Заседания проводились не реже одного раза в месяц по тематике, включенной в план работы экспериментальной площадки.

3. Выстроились специальные блоки взаимодействия образовательных дисциплин по конкретным развивающим и образовательным задачам и общим (единым) учебным темам.

4. Решены методические и организационные вопросы осуществления преемственности между начальной школой и средним звеном, основным и дополнительным образованием, взаимодействия педагогов и родителей в деле повышения мотивации к обучению.

Все это позволило:

  • а) повысить образовательный статус школы
  • б) качество обучения и воспитания, уровень интереса к учебным предметам у школьников, умения взаимодействовать, творчески реализоваться в учебной и внеурочной формах деятельности, повысить культуру речи, качество эстетических, художественных, нравственных и мировоззренческих компонентов личности,
  • в) оптимизировать образовательный процесс, ввести интерактивные формы обучения, методики,
  • г) повысить педагогическое мастерство учителей, уровень их творческой самореализации, способствующей выстраивать учебный процесс как процесс сотворчества педагога и учащегося, дать возможность реализоваться ребенку в направлении саморазвития и самосовершенствования.

5. Внутренние обсуждения хода работ проводились не реже 1-2-х раз в месяц на заседаниях методических объединений, в рабочих группах, на семинарах, проводимых научным руководителем.

6. Взаимодействие научного руководителя и участников эксперимента осуществлялось в форме теоретических и обучающих семинаров, групповых и индивидуальных консультаций по различным вопросам.

7. Для фиксации результатов эксперимента были разработаны критерии эффективности экспериментальной работы; критерии повышения педагогического мастерства учителей экспериментальной группы; проводились диагностики по выявлению уровня творческой активности учащихся, их положительной мотивации, познавательного интереса повышения качества обучения, умения использовать полученные знания при изучении других предметов.

Проведен психологический мониторинг детей, обучающихся в экспериментальных классах (реализация психологической поддержки экспериментальной работы).

8. К реализации программы эксперимента привлекались следующие организации:

  • Московский институт открытого образования МИОО, кафедра эстетического образования и культурологии (программа «Модернизации художественно- эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности »).
  • Учреждение Российской академии образования «Институт художественного образования» (договор о научно-методическом сотрудничестве).

9. Существующая методическая библиотека (сценарии, конспекты уроков, наглядные пособия, разработки конкретных уроков, планирование) позволяют каждому педагогу, заинтересованному в освоении инновационной педагогической технологии или проведении «нестандартного» урока, воспользоваться ею.

Накопленный опыт работы по интеграции образовательных дисциплин и формированию единого образовательного учебного пространства был представлен на экспертизу школ, работающих в единой Сети, и используется ими.

Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

Характеристика полученных результатов ОЭР

В школе сформировано единое учебно-образовательное пространство на основе интеграции и взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов.

Рабочая модель и научно обоснованная концепция введения школы в процесс освоения интегрированного обучения, инновационных технологий, направленных на общее, полихудожественное развитие учащихся, развития духовной культуры на основе освоения культурного наследия России.

Разработаны:

  • единые направления развития по возрастам с 1 по 11 классы,
  • принципы преподавания предметов гуманитарного цикла на основе народной культуры (введение в МХК),
  • принципы организации педагогического пространства школы на основе интеграции предметов гуманитарно-художественного цикла,
  • Образовательные параметры интегрированного развития учащегося (определяют критерии развития, воспитания, обучения школьников, обучающихся по интегрированным программам),
  • авторские программы интегрированного характера по москвоведению, изобразительному искусству (1-4 классы и 5-7классы),
  • блоки интегрированных уроков: ИЗО — история — литература (средняя школа),
  • планы-конспекты и сценария итоговых уроков (художественных событий) в начальная школа (1-4 классы) и средней школе (5-8 классы).

Показатели эффективности образовательных процессов:

  • а) повышение творческой активности учащихся на уроке;
  • б) изменение образовательных интересов, повышение интереса к обучению;
  • в) положительный резонанс в родительской среде;
  • г) быстрота формирования классного коллектива и гармонизация взаимоотношений в группе учащихся;
  • д) использование полученных знаний на других предметах;
  • е) прочность и быстрота усвоения знаний и навыков (чтение, письмо, работа с дополнительной литературой, словарями и др.);
  • ж) расширение круга чтения, обращение в библиотеку, работа с дополнительной литературой;
  • з) обогащение образной речи, словарного запаса.

Разработаны и проведены:

  1. Открытое мероприятие для учителей района в форме художественного события «В мире народной фантазии»: 5 классы (для педагогов школы, района, сотрудников ИХО РАО).
  2. Мастер-класс по разработке и проведению художественных событий, включающих в себя интеграцию предметов гуманитарного цикла (для педагогов школы, района, учителей школ, входящих в Сеть московских экспериментальных школ по модернизации эстетического образования, сотрудников ИХО РАО)
  3. Литературная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века» 11 класс. Ответственные: Селезнева С.А., Авласова Е.К., Козлова О.Н., Ефимова И.В.
  4. Научно-практический семинар — выездное заседание лаборатории интеграции искусств и МХК ИХО РАО «Педагогические условия реализации проектных форм обучения на основе взаимодействия и интеграции образовательных дисциплин в начальной и средней школе», на котором были представлена защита проектов учащимися 3б класса «Создание классно-семейного журнала «Начшколенок» (руководители Н.В.Ефимова, В.И.Сафронова) и учащимися 9б класса «Каменная летопись Древней Руси как расширение художественного пространства литературного произведения» (руководители И.В.Ефимова, С.А.Селезнева)
  5. Разработаны методические материалы к открытым мероприятиям и отдельным урокам, дополнительные иллюстративные материалы к занятиям в классно-урочной и внеурочной формам деятельности, сценарии занятий и мероприятий, подготовлены материалы к научным публикациям.

Где осуществлялась апробация или внедрение полученных результатов

  1. В самом образовательном учреждении
  2. В общеобразовательных школах: № 875 ЗАО, № 541 ЮЗАО
  3. Результаты обсуждаются на совместных заседаниях коллектива школы и сотрудников лаборатории интеграции искусств и МХК ИХО РАО.
  4. Научно-практический семинар «Модернизация форм и методов освоения предметного содержания области знаний «Искусство» 26-28 августа 2008 МИОО, кафедра эстетического образования и культурологи.
  5. Городская научно-практическая конференция «Развитие личности учащегося в пространстве художественно-эстетического образования Школы Будущего» предварительные итоги деятельности городской инновационной сети по теме «Модернизации художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» ( ГОУ СОШ № 1008 ЗАО, МИОО)
  6. Городской научно-практический семинар для Сети экспериментальных школ «Школа будущего — самоаудит»
  7. Ежегодные Всероссийская конференции «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа: Юсовские чтения» (Москва, ИХО РАО)
  8. Неделя Искусств в рамках отчета школ, входящих в сетевую площадку по теме «Модернизация художественно-эстетического образования в экспериментальных условиях». Показ художественного события «Из рыцарских времен» Участники — 7Б класс. Руководители — Авласова Е.К., Ефимова И.В.

Где можно познакомиться с результатами ОЭР? Публикации (ссылки)

  1. Сборник «Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы(пособие для учителя) — М.,2006
  2. Диссертационное исследование «Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя ИЗО» — М., 2004
  3. Научные отчеты по ОЭР лаборатории Интеграции искусств и МХК ИХО РАО
  4. Статья Селезневой С.А. «Особенности инновационной работы на современном этапе и технология интегрированного обучения» в сборнике «Экспериментальные площадки — массовой практике» Северного окружного управления образования города Москвы, 2007 год.
  5. Папка научно-методической документации по экспериментальной работе в методическом кабинете школы № 158.

Задачи на будущий год:

  • в образовательном учреждении необходимо организовать работу по активизации взаимодействия между педагогами;
  • повышение мотивации учителей к освоению инновационных технологий;
  • определения за учеником роли субъекта образовательного процесса с акцентом на значимость его самостоятельной творческой деятельности;
  • организация работы научно-практических семинаров по трансляции передового опыта и мастер-классов для осуществления активной работы по обновлению методико-педагогического опыта.