От самоваров до лаптей

Общеобразовательная школа № 158 создана в марте 1963 года, расположена по адресу: Валдайский проезд, д. 14. В настоящее время в ней обучается 490 детей, работает 48 педагогов. Интересен опыт работы школы, в основе которого лежит региональный компонент, реализуемый с помощью интегрированных педагогических технологий. Совместно с учеными Института Художественного образования РАО разработана программа и на протяжении десяти лет здесь активно реализуется концепция гуманизации образования как одного из основных подходов к его обновлению.

«Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда столь же необходима для духовной, нравственной жизни».

Д.С. Лихачев. «Раздумья»

От самоваров до лаптейПо словам директора школы Евгения Семеновича Зари, педагогическому коллективу по плечу любые задачи. Уже несколько лет в начальной школе преподается удивительный предмет, который в рабочем варианте носит название «Народная культура». В учебной сетке часов этот предмет занимает графы «Изобразительное искусство» и «Труд». Основанием для такой замены являются объем знаний, умений, навыков и виды деятельности, которые осваивают учащиеся на этих уроках. На занятиях дети рисуют, познавая основы изобразительной грамоты; лепят, занимаются аппликацией, в том числе аппликацией из природного материала. Кроме того, они осваивают различные художественные техники: лепят из соленого теста; вышивают, применяя те виды стежков, которые предусмотрены программой по труду; создают художественные композиции из подручного (нетрадиционного) материала — поролона, яичной скорлупы, соломки, засушенных цветов; работают в технике «бумажная пластика», воскография. Обобщая работу педагогов школы № 158, Е.А. Ермолинская, научный руководитель эксперимента, кандидат педагогических наук, доцент кафедры интеграции искусства Института Художественного образования, пишет:

«Вводя в учебную сетку часов предмет „Народная культура“ не ставилась задача подменить традиционные учебные предметы этой новой учебной дисциплиной. Наоборот, вобрав в себя все учебные задачи классических дисциплин, которыми являются изобразительное искусство и труд, объединив их образовательный потенциал, предмет „Народной культуры“ расширил воспитательные и развивающие и собственно образовательные рамки уроков, наполнив их духовностью, поставив вопросы нравственного воспитания, обогатив уроки эмоционально, придав новое звучание патриотическому и культурному компоненту обучения».

У истоков эксперимента замечательный педагог — Валентина Ивановна Сафронова, которая вела уроки народной культуры во всех начальных классах. Сейчас она на пенсии, но продолжает свое дело. Стараниями В.И. Сафроновой в школе сначала появился кабинет народной культуры, который в ближайшее время приобретет статус музея народной славянской культуры «Древо жизни». Из многочисленных экспедиций по родному краю привезены бесценные экспонаты: предметы домашнего обихода, посуда, лапти, причудливые старинные самовары.

«Народный компонент» проходит красной нитью через все годы обучения в начальной школе, затем переходит в старшие классы.

Ирина Владимировна Ефимова, заместитель директора по экспериментальной работе, преподаватель мировой художественной литературы, с воодушевлением рассказывает о том, какие замечательные результаты дает совместная работа учителей-предметников, объединивших свои усилия. С 5-го класса практикуется проведение занятий в виде спектаклей. В первую очередь это начинается с уроков литературы: дети сами пишут сценарии, разучивают роли, оформляют декорации. Творческий подход проявляется не только на уроках. Например, в этом году силами учеников 10-го класса к 8 Марта для учителей был подготовлен концерт в стиле Венецианского фестиваля. Ребята сделали все своими руками, начиная от оформления актового зала до изготовления масок, организации всех концертных номеров.

Результаты освоения учащимися программы «Народная культура», отслеживание и оценка их знаний, представлений, понятий, а также уровень духовного, нравственного, культурного развития происходит на каждом уроке, но наиболее зримы и заметны они на уроках-праздниках — «художественных событиях», таких как Осенины, Святки, Масленица, Весна-Красна; Егорьев день; Купальские праздники, которые представляют собой смотр достижений и результатов работы учащихся, учителей и родителей.

На многочисленных олимпиадах и конкурсах учащиеся школы № 158 демонстрируют хорошие знания в гуманитарных науках. Так, буквально в конце марта подведены итоги окружного конкурса школьных проектно-исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий». Ученица 4Б класса Катя Абрамова стала одним из победителей по результатам конкурса в Северном округе и получила заслуженную награду за проект «Что в имени тебе моем». Призовые места за различные педагогические разработки получают и учителя-экпериментаторы за проекты своих учеников. Так, творческие группы учащихся под руководством И.В. Ефимовой, С.А. Селезневой дважды становились победителями конкурсов, представляя интегрированные работы по изобразительному искусству, русскому языку и мировой художественной литературе. Темы проектов достаточно сложны и требовали хороших знаний, вот название одного из них — «Каменная летопись Руси X–XII веков в «Слове о полку Игореве как расширение границ литературного произведения».

Еще один замечательный педагог, участвующий в эксперименте, — Евгения Константиновна Авласова, Она преподает русский язык и литературу. По отзывам коллег и родителей, дети ее просто обожают. Уроки и внеклассные мероприятия с участием питомцев Е.К. Авласовой всегда познавательны и интересны.

Активный участник «художественных событий» в школе, соавтор многих сценариев, автор стихов, звучащих на школьной сцене — Ольга Николаевна Козлова, в недавнем прошлом учитель истории, ныне заместитель директора по учебной работе в старшем и среднем звене. Нельзя не отметить творческий подход к обучению детей С.А. Тереховой и Б.С.Швидкой, преподавателей английского языка, а также учителей начальной школы Т.М. Бабкиной, Н.А. Петраковой, И.Н. Теплостанской, Н.В. Бардзаниз. Иногда, но совершенно справедливо, Светлану Вячеславовну Ивченко, заместителя по социальной работе, учителя русского языка и литературы называют ангелом-хранителем школы. Многие вновь пришедшие педагоги участвуют в эксперименте по гуманизации образовательного процесса, помогают в работе, ведут собственные творческие поиски, опираясь на народные традиции — это И.Н. Савельева, М.Г. Казаченко.

Школа гордится достижениями Светланы Алексеевны Селезневой, учителя русского языка и литературы, Заслуженного учителя РФ, отмеченной грантом президента России.

«Золотые» руки у Людмилы Анатольевна Овакимян, учителя технологии. Изготовленные ею и детьми народные костюмы выставлялись на экспозиции ВВЦ и признаны самыми этнографически точными. Заслуженным уважением в коллективе пользуется Наталья Владимировна Ефимова, заместитель директора по экспериментальной работе, учитель начальных классов. Она также более 10 лет участвует в экспериментальной работе школы по теме «Интегрированное преподавание предметов гуманитарного цикла как условие формирование интерактивной среды обучения и построение модели школы будущего».

Трудно в небольшой статье перечислить всех замечательных педагогов школы № 158, людей увлеченных, преданных своей профессии. Все они, так или иначе, занимаются приобщением детей к культурному наследию славянских народов, их фольклору, к постижению и укреплению культурных корней через изучение традиций, следуя известному принципу — «Без прошлого нет будущего».

--
Источник: газета «Левый берег» № 3 (88) за апрель 2010 года, стр. 5 — автор Людмила Владимирова.