Собеседование в первый класс школы

1 апреля ежегодно начинается приём детей в первый класс обычной школы. Школы проводят различные собеседования, которые не влияют на факт приёма ребенка в школу, но дают первую оценку вашему чаду. Среди вопросов могут встречать как и очень простые, что ребёнок может себя почувствовать себя как на приёме у психиатора. Подобные вопросы могут поставить ребёнка в тупик, так как он будет искать подвох. Так и очень сложные, на которые может ответить редкий ребёнок. Цель сложных вопросов выявить одарённых детей, а также проверить как будет вести себя обычный ребёнок, когда он не знает ответа.

Делимся впечатлениями о необычных собеседованиях при записи в первый класс школы. Чем поразил приёмную комиссию в школе ваш ребёнок? Каким знаниями? Ну или наоборот, какие неординарные вопросы учителей поставили его в тупик.

Этой темой на форуме хотелось бы обратить внимание родителей дошколят, что при подготовке ребят к школе и собеседованию необходимо уделять внимание не только конкретным вопросам образования (устойчивость внимания, речь, логика и воображение), а в первую очередь, необходимо научить ребёнка учиться (мотивациях относительно обучения), а также не забывать о социальных навыках (навыки свободного общения; например, не стесняться, если надо уточнить суть задания).

Аватар пользователя Олег Мусатов

Проводится модное сегодня собеседование перед поступлением в первый класс. Представительная комиссия опрашивает детишек. Один из тестов — показывают картинку: на листе бумаги по кругу нарисованы цветы (разные), а в середине — кошка.
Вопрос: «Что здесь лишнее?»

Отвечает один из детей:
— Ничего.
Вопрос повторяют:
— Ну ты подумай, что лишнее?
Ребёнок:
— Ничего!
Комиссия начинает нервничать:
— Это что?
— Мак.
— А это что?
— Колокольчик.
— Ну а вот это что?
— Роза.
— А все вместе?
— Цветы.
— А это?
— Кошка.
— Кошка — это кто?
— Зверь.
— Что же лишнее?
— Ничего!
Поднимается старенький дедок из РОНО (Районный Отдел Народного Образования) и с интонацией Фаины Раневской дрожащим голосом вопрошает:
— Может, милый ребенок, ты скажешь нам, что здесь общего?
— Да гулять она сюда пришла...
Занавес.

Аватар пользователя lapulka_super

У моего Сашки спросили на собеседовании его адрес, так он взял и замолчал. До этого на все вопросы сынуля бойко отвечал, а на этом вопросе замолчал и пристально стал смотреть на учительницу. Тогда она его спросила:

— А почему ты не знаешь свой адрес?

А Сашка ей в ответ:

— Я знаю, но мама не разрешает его говорить незнакомым людям, и если вы захотите с нами встретиться, то можно обменяться телефонами и договорится о встрече в парке.

Учительница его минут 15 пытала, но адреса так и не добилась. Хотя результатом ответа осталась довольна. Вот вам и детское логическое мышление :-)

Аватар пользователя jeleznyak

У меня племянник идёт в первый класс, по этому я в курсе того, как это происходит. У нас собеседование вместе с учителями проводила школьный психолог. Вооруженная передовыми педагогическими технологиями, она умудрялась задавать не только стандартные вопросы, но и такие, на которые порой не могут ответить даже родители детей. Когда мама с ребёнком пришла в школу, ей предложили заполнить кучу бумаг, а ребёнку в это время задавали разные вопросы. Это такой тест.

Сначала педагог спросила мальчика назвать свою фамилию имя и отчество, имена мамы и папы, а также точный адрес проживания. Потом ему предложили прочитать небольшой текст, а затем ответить на вопросы. Больше всего меня, как и его маму поразил вопрос:

Что общего между ёжиком и молоком?

Вот вы как думаете? Взрослые, и те, не сразу находят ответ на этот вопрос... Если бы я родился бы чуть позже, и в первый класс мне надо было идти в этом году — меня бы не взяли в школу. Потому что я не смог бы ответить на вопрос на собеседовании.

Вы бы видели глаза ребёнка когда ему задали этот вопрос. Гады! Дети готовились — читать, писать, выучили цифры и счёт. А они им логическую загадку.

Ответов на загадку два:
— И тот и другое сворачиваются.
— Они оба убегают, стоит только отвернуться.
Аватар пользователя Anton

Олег Мусатов, слов нет — одни эмоции!

Оксана Торунова, раз до этого мальчик бойко отвечал на вопросы и не стеснялся учительницы, то такой пример только заставляет улыбнуться упорству пацана :-)

Константин Берлад, вы конечно же правы, не все современные дети знакомы с повадками ёжика и, что он делает, когда хочет «спрятаться». И что бывает с натуральным молоком, когда оно долго стоит, а потом его кипятят. Сами ребята по разному отвечают на этот вопрос, в том числе иногда и шутят:

— Молоком можно обжечься, а а об ёжика уколоться.
— Они оба тёплые.
— Буква "к" (она присутствует в обоих словах).
— Эти оба слова — существительные.
— И ёжик и молоко — есть на даче.
— И то, и другое — еда для лисичек.
— Про них пишут в детских сказках.
— Ёжик любит пить молоко. А молоко — в тарелочке. Блюдце, однако :-)
— И ёжик и молоко — это сорт помидора :-)

Константин Берлад, но вы привели замечательный пример. Надо при подготовке ребёнка к школе объяснять, что если он чего то не знает, это не смертельно! Это только как раз и говорит, что нужно учиться и играть в словесные филологические игры.

А если серьёзно то, как говорят, это один из вопросов, которые психологи используют, чтобы распознать в пациентах предрасположенность к шизофрении. Шизофреники умеют находить неожиданные точки соприкосновения разных вещей, широко мыслят! Т.е. правильный ответ «они сворачиваются», как раз бы и заинтересовал психиатора.

Помню со времён учёбы пример на соотнесение понятий «плащ» и «ночь». Испытуемый сказал, что в плащ можно закутаться, и станет темно как ночью. У него стоял диагноз «шизофрения» (естественно, не на основании лишь этого ответа поставленный), для мышления таких людей характерен поиск поверхностных, несущественных связей.

В психиатрии это относится к ряду тестов, призванных определить уровень различных видов мышления, то есть, логическое, ассоциативное, и т.д. Вот ещё пример, на вопрос:

Что общего между стаканом и куском дерева?

Один скажет:

— Ничего.

А другой скажет:

— Они состоят из молекул.

И специалист сделает вывод о интенсивности влияния ассоциаций на логические рассуждения испытуемого.

Но несмотря даже на такую бурную реакцию ребёнка и растройство, считаю задачу про ёжика правильной и обязательной, поскольку хоть ребёнок и несогласен, он запомнит этот опыт и в следующий раз, когда необходимо будет дать правильный ответ, он прежде чем ответить, подумает, а нет ли у этой задачи такого же элегантного решения как про того ёжика. Какими бы странными и бестолковыми ни казались эти задачи, они преследуют единственную цель — воспитание логического и творческого мышления в ребёнке, развитие эвристической деятельности. Ребёнок начинает логически думать, а не просто выполнять стандартный алгоритм действий, указанный учителем. По-моему это замечательно! Дальше будет проще. Да и детвора сейчас поумнее нас.

Сейчас такую занимательную лингвистику детки изучают в старшей группе детского сада. Самые известные вопросы из этой серии:

Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

— Под мокрым. (кстати, это очевидно :-)

Что общего между карандашом и ботинком?

— И тот и другой оставляет след.
— Стираются (стирается грифель и стирается подошва).

Некоторые находчивые дети не теряются и находят иные оригинальные ответы на вопрос про карандаш и ботинок:

— И карандаш, и ботинок — неодушевленные предметы.
— Ни тот не другой не растут на деревьях :-)
— И тот и другой сгорают в печи меньше чем за час :-)
Аватар пользователя timohaa79

А у нас всё прошло очень просто, ни каких страстей. Я правда, чуть-чуть поднатаскала дочу перед собеседованием, хотя она у меня итак умная, но чтоб не придрались. Вобщем, пришли в школу с документами, отправили нас к директору Инге Васильевне Шильцовой. Она спросила как зовут, где живёт, как зовут родителей, попросила прочитать отрывок (предварительно узнала, умеет ли она читать), потом там книжка лежала: «Стойкий оловянный солдатик». Даша прочитала название, её директор спрашивает:

— Знаешь эту сказку?

Даша ответила, что знает. Директор спросила:

— А про что сказка, про кого она рассказывает?

Даша растерялась, плечами пожала. Ну и директор говорит:

— Не знаешь, ну и не надо, в школе тебе расскажут.

Потом нас отправили к учительнице на собеседование. Предварительно мы у директора спросили, что это за собеседование, какие там тесты. На что она сделала круглые глаза и сказала:

— Никаких тестов, просто учитель беседует с ребёнком для определения его уровня, чтобы правильно сформировать классы, и чтобы учителя знали особенности детей, которые у них будут учиться.

На собеседование Даша пошла одна, нас не пустили. Мы её спрашивали потом, что там было, она говорит, просили прочитать, пересказать отрывок, стишок рассказать, если выучила. Потом задания были такого плана: что лишнее, назови одним словом. Потом просили посчитать до десяти, потом продолжить считать начиная с 21, потом начиная с 205. Потом пару примеров попросили решить и простую задачку. Потом надо было по клеточкам нарисовать узор под диктовку (две клеточки вправо, одна клеточка вниз и т.д.). Потом спросили зачем идёт в школу, что она любит делать... После собеседования вышли к нам и сказали, что ребёнок очень развит, но стеснительный, на вопросы об интересах и зачем идёт в школу не смогла ничего ответить: растерялась.

Всё очень доброжелательно. И кстати, школа считается одной из лучших в районе. Так что не так страшен чёрт как его малюют.

Аватар пользователя malashka

Вспомнилось, когда моя младшая сестра, Анна, поступала в школу. А на собеседование её водила — я. Был там такой вопрос — дают фигуры: круги и квадраты, двух размеров и двух цветов, и просят разложить на две кучки по какому-нибудь принципу. Она начинает раскладывать, я в ужасе. Принципа никакого, всё вперемешку. Думаю — всё, завалилась! А её и спрашивают:

— А по какому принципу?

А она и говорит:

— По количеству!

Я выпала в осадок. Потом спрашивали:

— Что такое ракета?

Говорит:

— Самолёт без крыльев.

Они:

— А как же она тогда летит? Без крыльев?

Она:

— Там пилот есть.

И ещё читали рассказ про галку, которая складывала камушки в кувшин, чтоб воды попить. Пересказала, а они и спрашивают:

— Кто такая галка?

Аня сказала:

— Это птичка.

Были и другие задания, но не запомнилось (Аня то, уже закончила школу). А взяли её со словами:

— Собеседование вы прошли, нам нужны дети с нестандартным мышлением.

Аватар пользователя conscience, г. Москва

У моего супер-брата на собеседовании спросили:
— Можешь посчитать до 10-ти?
На что ребёнок задал встречный вопрос:
— На каком языке?
Вытаращив глаза, тётенька-психолог аккуратненько поинтересовалась:
— А на каком ты можешь?

Пожав плечами, братец ответил:
— На украинском (учили в детсаде — авт.), на английском (мои скромные старания — авт.), на японском (какой-то кружок японской борьбы дал о себе знать — авт.)... Ну и на русском...

Психолог, подофигев, протянула:
— Ну... Давай на японском, потом на русском...

Аватар пользователя speedballer

conscience, гениальный у вас брат. Так и надо, чтоб потом не приставали с дурацкими вопросами целых 11 лет! :-)

Когда мы с моим сыном, Григорием, ходили записываться в школу. У нас собеседование проводил завуч. Было примерно так:

— Назови, какие ты знаешь геометрические фигуры.
— Трапеция.
— А попроще?
— Круг.
— Хорошо. А ещё?
— Э-э... Ещё попроще?..
— Нет. Ещё фигуры.
— А. Ну, прямоугольная трапеция... Хотя, это, наверное, для вас слишком сложно.
Аватар пользователя sangria

Пора ребёнку в школу идти. Записались на собеседование. Пришли. Пока ждали — Костя (мой сынишка) подружился с первоклашками из «Г» класса. В прятки играл. Нарядный — чёрный брючки, белая рубашка, жилетка и кеды. Такой классный!

Заходим в кабинет. Сидят трое учительниц. Одна в кудряшках, вроде не при делах, просто что-то в компьютере клацает. Вторая, которая проводит собеседование, тоже в кудрях, но уже в самодельных. Видно, что женщина активно помогает природе правильно расположить глаза на лице. И для этого у нее есть чёрный-чёрный карандаш. Поэтому у этой учительницы вокруг родных очей нарисована черная сплошная разметка. «Клеопатра» средней школы. Она проводит собеседование в первый класс.

Рядом со мной, как воробушек, сидит маленькая девушка, совсем педагогический колледж. Идеальная первая учительница, ещё помнит как сама игралась.

Тюкнула Клеопатра мне анкетку для заполнения и давай Косте вопросы задавать:

— Дорисуй, — говорит, — картинки.

Пожалуйста! И тут началось. Клеопатра глаза распахнула по всей разметке:

— А что же это такое?

А это такое вот: был просто равнобедренный треугольник. Котька сверху нарисовал кружочек, готово.

— Туалет, — говорит ребёнок.

Остальные учительницы захихикали в кулачок. Я тоже.

Поскольку это было первое задание, оно определило весь ход собеседования. Смеялись много и незаметно. Делая вид, что мы рассматриваем колени и при этом мелко вздрагиваем. Или прокашливаемся. Мальчик понравился, школе такие нужны. С творческим мышлением.

Ха-ха! Вы ещё не знаете, что идёт в комплекте к этому мышлению! Не зря мальчика друзья называют «Костёр»... Не просто так я читаю книжки по психологии... Так что ждёт нас школа и гранит науки.

Аватар пользователя natahes

На дне открытых дверей несколько наиболее предприимчивых родителей (а мы оказались совершенно случайно ими окружены) отловили психолога и договорились с ней о незапланированном собеседовании «сейчас же»! Современный школьный ажиотаж предполагает активные действия.

Когда в кабинет психолога зашла первая партия ребят, я Сашку заставила пробежать раза 4 по коридору, чтобы он расслабился, повеселел и размялся после сидения в актовом зале (на концерте по поводу дня открытых дверей). Потом сидели с ним на подоконнике и вспоминали, какое сегодня число, домашний адрес и всё, что мы знаем о сезонах. Словом, всё, о чем обычно спрашивают детей на школьных собеседованиях. Как-то мы не успели серьёзно подготовиться к такому мероприятию, думали, что у нас ещё несколько дней в запасе...

Вот и вышли первые 4 детёныша из кабинета, психолог беседовал в коридоре с их родителями о результатах собеседования, а новая партия юных «собеседников» уже зашла в класс и начала резво играть с большими кубиками, собирая 2-3-4-глазых чудовищ. Психолог краем глаза частенько поглядывала на игру мальчишек и отмечала себе что-то в тетрадочке. Когда Сашка сложил Циклопа и назвал его, как водится, Полифемом, психолог пригласила всех занять места. Дверь за чадами закрылась, родители пошли болтать, знакомиться и пережидать волнительные моменты. Иногда совершали вылазки к двери, чтобы послушать, как маленькие абитуриенты справляются с вопросами.

Далеко шагнула школа... Лично меня при поступлении не просили прочитать текст и ответить на вопросы, или сложить из 10 слов сложносочиненное предложение. А также просчитать от 53 до 9 через один...

Но этому новому поколению было там весело, судя по всему. Они дерзко просили вопросиков потруднее. Что-то рисовали и даже пели. Вобщем, в отличие от родителей, прекрасно себе проводили время.

Мой играть-то играл и веселился, но когда вышел из кабинета, у него началась стрессовая трясучка. Пока дошли до туалета, руки у него тряслись, а глазки наполнились слезами.

Переживал, что на некоторые вопросы не ответил. Пришлось успокоить и объяснить, что этого и не требовалось (как же я раньше ему не сказала об этом, балда!), что психолог смотрит больше на поведение и реакцию, что Сашка вообще не получил никаких замечаний от неё, и, наоборот, она осталась им очень довольна.

— Ммм, понятно... Но всё равно, я там чуть не сдох...

Жалко стало Сашку. Но хорошо, что не было тестирований и вступительных экзаменов, какие не редкость в наше время. А школа замечательная! Тут радостно находиться, и детям стараются привить радостное отношение к обучению.