Учитель года Москвы

Учитель года МосквыПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2008 года № 197 «Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» наша учительница русского языка и литературы Светлана Алексеевна Селезнёва признана одним из финалистов конкурса «Учитель года Москвы 2008». Мы гордимся достижениями Светланы Алексеевны и желаем ей новых успехов и ярких побед!

Конкурс «Учитель года Москвы» проводится с 1991 года. На несколько лет он прерывался, но сейчас вновь вошёл в перечень самых престижных педагогических соревнований. Ведь учитель — это самое драгоценное, что есть в системе московского образования. Кстати, столичный конкурс, пожалуй, самый демократичный из всех «учительских рингов»: здесь соревнуются как опытные учителя, так и преподаватели, совсем недавно выпорхнувшие из стен педагогических вузов. Ещё бы, ведь в Москве существует культ учительства. У каждого педагога есть свои тайны и секреты, однако, есть два главных признака, по которым определяется настоящий учитель — это любовь к профессии и любовь к тем, кого учишь. Эти качества сполна присутствовали у всех участников конкурса!

О конкурсе лучше всего расскажут впечатления самих участников...

Увидеть, узнать, стать богаче!

Ольга Коммиссарова, учитель русского языка и литературы
Центра образования № 324 «Жар-птица»

После того как я решилась принять участие в конкурсе «Учитель года», мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы коллег: «Зачем ты согласилась на это?», «Стоит ли тратить свои силы и нервы ради конкурса?» И действительно, меня и саму одолевали сомнения: как можно оставить собственных учеников, для того чтобы давать открытые уроки в чужой школе и чужом классе; что нового я могу представить на суд коллегам и готова ли я к этому? Эти сомнения не оставляли меня на протяжении всего конкурса, но теперь после его завершения с уверенностью могу сказать, что нисколько не жалею о том, что в мою жизнь в этом учебном году вошел конкурс.

Участие в конкурсе открыло для меня уникальную, ни с чем не сравнимую возможность самообразования. Как известно, конкурсная программа построена на постепенном усложнении заданий от тура к туру. Успешное завершение каждого этапа — маленькая победа, дающая стимул к новому поиску. Работа в режиме конкурса требует от его участника каждый раз быть разным, при этом оставаясь самим собой. А ведь умение быть оригинальным, но не лицедействовать, умеющим удивлять, не сводя весь процесс обучения к развлечению и поверхностному рассмотрению отдельных научных фактов вне системы, быть немного загадочным для своих учеников — неотъемлемые качества современного учителя. Но значение конкурса не только в этом.

«Учитель года» — это еще замечательная площадка для обмена опытом. Имея достаточно большое количество учебных часов, мы редко получаем возможность увидеть уроки коллег — конкурс дает нам такой шанс. Уроки, представление педагогического опыта, мастер-классы педагогов других школ позволяют по-новому осмыслить и оценить собственную педагогическую концепцию, более критично отнестись к привычным, давно ставшим рутинными формам работы на собственном уроке.

Безусловно, участие в конкурсе требует напряжения всех сил, но лично я никогда не оставалась одна со своими проблемами и сомнениями. Огромную помощь мне оказывали администрация и учителя моей школы, окружной методический центр, Московский институт открытого образования. Добрые советы и конструктивная критика, методическая помощь и просто психологическая поддержка — когда я вспоминаю об этом, мне кажется, что в течение этого года я прошла самые эффективные за время работы в школе курсы повышения квалификации.

Отдельно хочется сказать несколько слов о финалах окружного и городского этапа конкурса, проходивших в Центре дополнительного профессионального образования «Поведники». Думаю, что участие в них само по себе стало наградой для каждого конкурсанта. Ведь работа в кругу единомышленников, в творческой атмосфере и обстановке доброжелательности и взаимопомощи — это настоящий праздник. Несмотря на всю сложность испытаний, неформальное знакомство, вечера с песнями под гитару, дружеские эпиграммы и шаржи будили в душе какие-то добрые детские воспоминания о школьных и студенческих лагерях актива. А новые встречи и знакомства! Участие в конкурсе не только дало мне, как и другим конкурсантам, бесценный педагогический и психологический опыт, но и подарило много новых знакомых и друзей, занимающихся тем же делом, что и я, и разделяющих мое представление о важности и значимости этого дела.

Если бы в начале года мне сказали, что я, пройдя все этапы конкурса, буду призывать других к участию в нем, я бы, наверное, не поверила. Тем не менее говорю коллегам-учителям: «Участвуйте в конкурсе „Учитель года“, потому что вы действительно испытаете незабываемые чувства и переживания, и вам с новой силой захочется заниматься любимым делом — учить детей!»

Не забывается такое никогда

Павел Васильев, учитель физики школы № 192

Погружение было полным. Два дня после приезда в Москву из Поведников, где проходил заключительный этап конкурса, были очень странными. Мысли постоянно возвращались то к одному, то к другому эпизоду конкурса. Повседневная жизнь школы оказалась самым действенным лекарством.

Почему в 2004 году я был так самонадеян и глуп, что не стал серьезно готовиться к городскому этапу конкурса? Почему я полагал, что умен и опытен, а уроки мои просто прекрасны? (Прав Михаил Жванецкий: «Запорожец» — тоже прекрасная машина, когда других не видел!) Никто тогда не сказал нужного слова вовремя, а жаль!

Первый день конкурса прошел в напряженном ученическом внимании. На второй день после своего выступления я стал воспринимать все происходящее, как бы с высоты. Стал обобщать увиденное, и возникло очень странное ощущение тревоги. На третий день я смог сформулировать для окружающих, что стал осознавать. Разбор полетов, который был точен и жесток, подтвердил направление мысли и позволил мне сфокусировать их. Первый пласт их таков. Урок — жесткая форма, отточенная веками. Это стройные ряды парт лицом к тебе. Ты — напротив них, они — напротив тебя. Они сидят, а ты стоишь, они молчат, а ты говоришь. Нас так учили. По-другому мы боимся, потому что не знаем как. Когда я смотрел на уроки коллег, то подспудно ждал, что кто-то выйдет из формы, кто-то покажет такое... Не случилось. Остались только тревожные вопросы:

  • Есть ли другие формы обучения?
  • Если парты поставить по-другому?
  • Как построить работу с группой так, чтобы в конце выйти вместе к нужному смыслу?
  • Как сочетать активность детей с плодотворной работой?
  • Как сделать так, чтобы хватало времени на обсуждение?

Эти вопросы ждут ответа. Думаю, пусть урок существует как промежуток времени, а формы его проведения станут многообразными.

Но все же соответствует ли традиционная форма урока современным задачам, которые ставит перед учащимися жизнь? Да, да! На самое святое покушаюсь? Возможно, но уж если дали свободу фантазии... Серьезные современные философы, которые пытаются понять и предугадать ход развития нашего общества, считают, что успешными в будущем станут те, кто научится договариваться. Для этого нужно иметь определенную (выясненную до конца) позицию по поводу переговоров или договора. Ее нужно научиться вырабатывать и отстаивать. Сможет ли учитель, ограниченный рамками традиционного урока, развить эту способность у учащихся? Сомневаюсь. Вторая способность, необходимая для человека договаривающегося, — это способность слушать и слышать участников переговоров. Современный человек должен уметь слушать членов своей команды, а также слышать оппонентов. Но сможет ли учитель на своем обычном уроке помочь выработать или развить эту способность? Сомневаюсь. Третья способность — говорить, говорить убедительно, приводя аргументы. Я тоже сомневаюсь, что на обычном уроке учитель может потратить время на то, чтобы выслушать аргументы учащегося до конца.

А как научить ставить цели и планировать работу? Снова вопросы, вопросы...

Сегодня со мной заводят разные разговоры о конкурсе, и я удивляюсь, сколько всего самого разного намешано и насобрано, того, что на самом деле к конкурсу не имеет никакого отношения. Теперь я понимаю, что мифы живучи и удобны, что развеять их — дело трудное и хлопотное. Другое дело — поискать в них правды.

Миф № 1. «Конкурс «Учитель года» — чистая «показуха».
Но ведь это правда! Каждый учитель, принимающий в нем участие, показывает свой опыт и свое умение. Жюри сидит и смотрит, а затем оценивает. Смотрим и мы, но мы учимся, примериваем на себя.

Миф № 2. Все происходящее на конкурсе не имеет ничего общего с реальной работой в школе.
Как раз наоборот! Имеет и даже очень. К сожалению, там очень много «прозы жизни».

Почему же следует участвовать в конкурсе «Учитель года»? Каждый учитель с течением времени немного «бронзовеет» — становится «ходячим памятником». Конкурс позволяет учителю, не утратившему чувства юмора, скинуть немного панциря с плеч. Как и почему? Во-первых, он видит вокруг себя большое количество таких же «памятников», а также то, как они себя ведут. Во-вторых, посмотрев большое количество выступлений коллег, начинаешь различать, кто из них функция, а кто индивидуальность. В-третьих, и самых важных для меня, что начинаешь понимать, сколько в твоей работе ремесла, а сколько творчества. Начинаешь понимать, что ты можешь поменять, а что нет. Работа мысли рождает совсем неожиданные вопросы, я бы даже сказал, «крамольные»!

Если вы хотите запустить в вашей голове процесс обдумывания, то вам просто необходимо посмотреть на многое и себя показать, это значит, вам пора принять участие в конкурсе «Учитель года Москвы».

--
Источники и ссылки: