О программе обучения в начальной школе

Программа обучения в начальной школе ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
  1. Ориентация на возрастные особенности детей.
  2. Целостное представление о мире и образование межпредметных связей.
  3. Разносторонность образования.
  4. Ритмическая основа обучения.
  5. Образно-художественный подход в преподавании.
  6. Деятельное обучение.
  7. Коллегиальность в школьном управлении.
  8. Единство педагогической среды.

Про математику

Программа обучения в начальной школеМатематику в начальных классах преподают по учебникам Людмилы Георгиевны Петерсон. Наверное ещё ни один учебник по математике не вызывал столько споров и разногласий, как «Математика» Людмилы Георгиевны Петерсон! Причём неоднозначное мнение можно услышать и от родителей, и от учителей. Одни говорят, что научиться этому серьёзному предмету «играючи» невозможно, и решение математики методами, предложенными Л.Г. Петерсон ненаучно. Другие настаивают, что такой метод обучения даёт значительно лучшие результаты и приемлем для детей с разным уровнем математических способностей. Причём, наибольшие споры вызывают включённые в программу задания на решение задач повышенной сложности, логических упражнений и задач-шуток.

Это и понятно, далеко не каждый родитель, обучавшийся в своё время по традиционным учебникам Виленкина и Мордковича, сможет сходу решить такую задачу:

Во 2 «А» 30 учеников, во 2 «Б» на 5 меньше. Сколько учеников во 2 «В»?

или

В час с ёлки падает 5 яблок, сколько упадет за 3 часа?

Скорее подобные задачи вызовут у многих недоумение: «При чём здесь математика?». На самом деле, связь с настоящей классической математикой — самая прямая. Ведь здесь нужно просто применить здравый смысл и сказать, что в первом случае для решения задачи недостаточно данных, поэтому решения она не имеет, а во втором, объяснить, что на ёлке яблоки не растут, и за три часа с неё не упадёт ни одного яблока.

Программа обучения в начальной школеДело в том, что в наших школах после реформы образования 60-х годов, старательно приводили школьную математику к предмету, в котором всегда есть единственное правильное решение, надо только выполнить решение по заданной схеме. А ведь математику не зря называют «Гимнастикой для ума». Это как раз та наука, которая предоставляет возможность находить собственный путь к решению конкретной задачи или обоснованно доказывать, что решения у этой задачи нет и быть не может. Вспомните, даже «Теорему Пифагора» и то можно доказать более чем 100 способами! И никто не говорит, что правильно только одно доказательство, а остальные неверны! Другое дело, что лучше использовать самый рациональный, позволяющий проще всего достичь результата.

Так и в жизни. Разве в обычных ситуациях всегда можно найти правильное решение, или оно может быть исключительно одно!? Нет, путей достижения цели множество, и каждый может выбрать для себя наиболее приемлемый и самый короткий с его точки зрения.

Именно поэтому «Математика» Петерсона, как никакой другой учебник учит детей думать и принимать осознанные, верные решения. Что же касается методики преподавания, то она, конечно же, отличается от традиционных методик тридцатилетней давности, но ведь и педагогика развивается. Невозможно преподавать в школе по стандартам прошлого или позапрошлого века, необходимо совершенствовать методики и делать их более эффективными и приемлемыми для детей (заметьте, не для родителей). Именно это и сделала Людмила Георгиевна, правда далеко не все учителя в состоянии перестроиться на новый лад. Собственно, из-за этого проблемы, к сожалению, и возникают в некоторых школах.

Про культуру

Программа обучения в начальной школе

В школе работает экспериментальная площадка разрабатываемая Институтом Художественного Образования РАО. Со школой работают кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории Интеграции искусств и МХК ИХО РАО Елена Александровна Ермолинская и педагог-психолог Нина Ивановна Пронина. В первых классах ребята изучают мировую художественную культуру и русскую народную культуру. В начальной школе преподаются удивительные предметы «Изобразительное искусство» и «Труд». На этих уроках учащиеся:
  • рисуют, познавая основы изобразительной грамоты;
  • лепят, занимаются аппликацией, в том числе аппликацией из природного материала; осваивают другие художественные техники: лепят из соленого теста;
  • вышивают, осваивая те виды стежков, которые предусмотрены программой по труду;
  • создают художественные композиции из подручного (нетрадиционного) материала — поролона, яичной скорлупы, соломки, засушенных цветов;
  • работают в технике «бумажная пластика», воскография.

Через познавательный материал уроков элементов народного творчества, устного и письменного фольклора, учащиеся знакомятся с художественными промыслами разных регионов России, прослеживая шаг за шагом историю становления Российского государства, знакомятся с существовавшими обычаями, обрядами, традициями. Перед ребятами раскрывается глубина мировоззрения, духовного развития, русского(славянского) народа, формируется внутренняя культура, понимание значения истинного знания истории развития своей страны, воспитывается гордость за культурное наследие своего народа, выстраивается целостная картина мира.

Программа обучения в начальной школе

Духовное, нравственное, культурное развитие происходит на каждом уроке, но наиболее зримо и заметно это на уроках—праздниках — «художественных событиях», таких как:
  • Осенины;
  • Святки;
  • Масленица;
  • Весна-красна;
  • Егорьев день;
  • Купальские праздники
Эти праздники проходят в конце четверти и представляют собой смотр достижений и результатов работы учащихся, учителей и родителей за четверть. Оформление класса осуществляется работами детей, выполненными в этот период. Особое место в этом оформлении занимает коллективное панно, по содержанию раскрывающее смысловое значение праздника. Панно составляется из творческих работ, выполненных учащимися на уроках изобразительного искусства и художественного труда. На фоне этого панно разворачивается игра-действие самого праздника.