Приём ребёнка в 1-ый класс школы

Запись ребёнка в школу происходит до начала учебного года — с 1-го апреля до 1-го сентября. Если вы отдаёте ребёнка в школу по месту жительства, отказать вам не имеют права, тем не менее, подать документы лучше как можно раньше — чтобы детей успели распределить по классам. Если случится так, что первоклассников слишком много, администрация школы обязана открыть ещё один первый класс.

Когда идти в школуЕсли же вы выбрали для сына или дочки школу в другом районе, тем более следует поторопиться. В данном случае ребёнка возьмут в школу только при наличии свободных мест. Из всех жителей «чужих» районов предпочтение отдаётся тем, у кого в этой школе уже учатся брат или сестра и тем, кто записался раньше прочих.

Согласно статье 19 «Закону об образовании», ребёнок должен поступить в начальную школу в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Если на 1 сентября ребёнку еще не исполнится 6,5 лет, записать его в школу можно только в том случае, если в медицинской карте записано: «разрешено обучение с 5 лет».

Однако вы должны знать, что в статье 19 закона об образовании записано: «По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить приём детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте». Это значит, что ребёнка до 6,5 лет имеют право принять в школу, но не обязаны это делать. Поэтому, если в первых классах аншлаг, вам, скорее всего, предложат подождать ещё год.

Необходимые документы

Необходимые документы

Перед тем, как идти записываться в школу, нужно собрать необходимые документы. Для всех школ, в том числе и для нашей обязательны:
  • паспорт одного из родителей (или лиц, их заменяющих), который предъявляется им лично при подаче заявления;
  • заявление о приёме ребенка, его нужно зарегистрировать в школе (скачать);
  • копия свидетельства о рождении ребёнка;
  • копия полиса Обязательного медицинского страхования (ОМС) ребёнка;
  • медицинская карта ребёнка формы 026/у-2000, заверенная печатью главврача поликлиники (карта ребёнка готовится родителями самостоятельно и включает в себя сведения обо всех сделанных ребенку прививках, заболеваниях, анализах и результатах полной диспансеризации ребёнка).

Хотелось бы отметить, что в других школах могут действовать иные правила приёма детей, которые прописаны в школьном уставе. Так что будьте готовы, что кроме вышеперечисленных документов вас могут потребовать предоставить:
  • фото ребёнка;
  • характеристика из детского сада;
  • анкета (форма анкеты предлагается в школе);
  • справка от невропатолога;
  • справка о месте проживания ребенка;
  • копии свидетельств о рождении родителей.

Про собеседование

Собеседование в 1-ый класс«Экзамены» в первый класс, как таковые, запрещены законом. Но при записи в первый класс, как правило, с ребёнком проводится собеседование. Его цель — познакомиться с будущим учеником, подобрать наиболее подходящую программу обучения, соответствующую уровню его развития, способностям и состоянию здоровья, а также дать рекомендации родителям по устранению слабых мест в развитии малыша.

Перед таким важным событием, прежде всего, сами родители должны вести себя правильно. Тревожное, а порой даже неуравновешенное поведение родителей, бабушек и дедушек всегда отражается на ребенке. А у него и так сейчас в душе таится множество страхов перед неизвестной школой. При ребенке недопустимо обсуждать, насколько он умен и достаточно ли развит. Ни в коем случае нельзя говорить ему: «Ты у нас такой застенчивый, да и сообразительностью не блещешь! Сможешь ли хоть на один вопрос ответить?»

Не стоит бояться собеседования и тем более пугать им малыша, предрекая неудачу и вселяя в него неуверенность: «Вот ответишь неправильно, и не возьмут тебя в школу!» Ребенка нужно психологически подготовить к беседе с незнакомыми людьми и успокоить. Заранее расскажите, что его ждет при записи в школу, объясните, что учителя с ним просто хотят познакомиться. Посоветуйте ему спокойно и четко отвечать на те вопросы, на которые он знает ответы, а если что-то ему непонятно и он не знает, как ответить, то так об этом и сказать. Учтите, что открытость и в хорошем смысле бойкость ребенка играют подчас большую роль, чем знания как таковые.

Отправляясь на собеседование в школу, будьте готовы к тому, что малыш самостоятельно без вашей помощи будет демонстрировать свои знания и умения, поскольку родителей, как правило, в класс не допускают. Что же происходит за его закрытыми дверями? В каждой школе собеседование проходит по-разному, но оно подчиняется единым принципам, учитывающим все факторы готовности ребенка к школе. Длится оно, как правило, 10-20 минут.

Поведение ребенка в совокупности с ответами на вопросы и выполненными заданиями позволяют педагогам сделать вывод о степени подготовленности малыша к обучению в школе и дать соответствующие рекомендации родителям.

Критерии готовности ребёнка к обучению в школе

Критерии готовности ребёнка к обучению в школе1. Желательно чтобы у детей к первому классу были сформированы умения:
  • правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
  • отвечать на вопросы и задавать их;
  • составлять рассказы (по плану, предложенному взрослым);
  • находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

2. И следующие математические представления:
  • состав числа первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • пользоваться арифметическими знаками действий (+,-);
  • составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера.

Типичный перечень вопросов и заданий на собеседовании в государственной школе

Типичный перечень вопросов и заданий на собеседовании1. Определение представлений ребенка об окружающем мире

Сначала ребенку задают вопросы, которые позволяют определить его представления об окружающем мире и кругозор.
  • Назови свою фамилию и имя.
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Как зовут твоих родителей, твоих бабушек и дедушек?
  • Кем работают твои родители?
  • У тебя есть сестра, брат?
  • Как называется страна, в которой мы живем?
  • Назови город, в котором мы живем.
  • У тебя есть друзья? Как их зовут.
  • В какие игры ты с друзьями играешь зимой (летом)?
  • Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  • Назови дни недели, времена года.
  • Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу?
  • Чем отличается зима от лета?
  • В какое время года на деревьях появляются листья?
  • Что остается на земле после дождя?
  • Каких домашних (диких) животных ты знаешь?
  • Как называют ребенка собаки (кошки, коровы, свиньи, лошади и т.п.)?
  • Какие профессии ты знаешь?
  • Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  • Какие овощи ты знаешь?
  • Каким одним словом можно назвать ложку, тарелку, чайник и кастрюлю?
  • Закончи предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без теплой куртки, то...», «Пошел дождь, поэтому...»
  • Какой среди этих предметов лишний: стол, диван, чашка, шкаф?
Рекомендации родителям
Постоянно старайтесь обращать внимание ребенка на то, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. С помощью вопросов добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы. Так, во время собеседования на вопрос «Как зовут твою маму?» ребенок должен дать ответ «Маму зовут Ольга Николаевна», а не «Оля», а на вопрос «Кем работает твой папа?» ответить не «Папа работает на работе», а, к примеру, «Папа работает врачом».

2. Определение уровня готовности к обучению грамоте

  • Знаешь ли ты буквы? Назови буквы, которые написаны на карточках.
  • Выбери из карточек ту, на которой написана буква «м», «и», «с» и т.д.
  • Умеешь ли ты читать? Прочитай, что написано на карточках? (ребенку предлагается прочитать слоги или двух-трехсложные слова, например, та, во, ре, бу, ны, ки, ре; дом, каша, река, собака, малина)
  • Напиши печатными буквами слово (мама, папа, лес, кот, рука, стол)
  • Назови первый и последний звук в слове «волк», «мотор», «шарф».
  • Прочитай предложение (Даша пила молоко). О ком говорится в предложении?
  • Расскажи, что изображено на картинке (ребенку предлагается сюжетная картинка).
  • Прочитай наизусть стихотворение.
Рекомендации родителям
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, объясняйте их значение, обращайте внимание на то, что у многих слов есть синонимы и антонимы. Разучивайте с ним стихи, скороговорки, учите разгадывать загадки. Просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

3. Определение уровня готовности к обучению математике

Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку могут задать следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
  • Сейчас утро или вечер?
  • Что бывает раньше — утро или день?
  • Покажи правую руку.
  • Что находится слева от тебя?
  • Какой из этих предметов лежит посередине? Какой — наверху? Что лежит внизу?
  • Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
  • Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
  • Назови цифры на карточках.
  • Продолжи счет 1,2,3...
  • Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
  • Что больше 7 или 4, 2 или 5.
  • Реши задачи:
    1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
    2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
    3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
    4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
  • Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
  • Сложи прямоугольник из двух треугольников.
Рекомендации родителям
Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются. На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» — «меньше», «выше» -"ниже«, «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете — поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, как отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.

4. Определение степени развития мелкой моторики

В ходе собеседования ребенка могут попросить нарисовать человека, какую-либо геометрическую фигуру, выполнить графический диктант. При этом он должен от отмеченной точки на листе в клетку проводить линии, выполняя задания: одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево и т.п.

Рекомендации родителям
Уделяйте большое внимание занятиям, развивающим и укрепляющим мелкие мышцы рук: лепке, рисованию, работе с ножницами, играм с конструкторами и мозаиками различного типа. Они способствуют развитию мышления ребенка и в дальнейшем формированию у него хорошего почерка. С этой же целью полезно использовать и подручные средства: можно отделять горох от фасоли, сортировать пуговицы, нанизывать бусы, развязывать узелки, застегивать и расстегивать пуговицы.

4. Определение отношения к школе

Завершают собеседование обычно вопросы, позволяющие выяснить отношение ребенка к школе:
  • Ты ходишь в детский сад?
  • Что тебе нравится в садике? А что не нравится?
  • Чем ты любишь заниматься больше всего?
  • Ты хочешь учиться в школе?
  • Зачем надо учиться?
  • Тебе понравилась наша школа?
Рекомендации родителям
Очень важно прививать ребенку «вкус» к учебе и поддерживать желание идти в школу. Ему надо рассказывать не только и не столько о внешних атрибутах школьной жизни, сколько о том, чему он там научится и как это может ему пригодиться в жизни.

Подготовка к собеседованию

Подготовка к собеседованиюНе стоит специально «натаскивать» ребенка перед собеседованием. Опытный педагог без труда определит истинный психический и умственный потенциал ребенка.

Но прежде чем отправиться в школу на собеседование, ничто не мешает вам провести своеобразную «репетицию» школьного собеседования. Для этого между делом в непринужденной обстановке время от времени задавайте ребенку те или иные вопросы из приведенных выше. (Если же вы будете готовите ребенка к поступлению в так называемое престижное учебное заведение имейте в виду, что перечисленных нами знаний и навыков может оказаться недостаточно.) Задавая подобные «контрольные» вопросы, не упоминайте, что таким образом вы проверяете его знания и способности, и что об этом же его могут спросить в школе. При этом четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал неправильный ответ. Нужно доброжелательно и тактично исправить его ответ.

Собеседование — это экзамен для родителей

Собеседование - это экзамен для родителейОно выявляет, насколько успешными были усилия родственников малыша в качестве воспитателей и дает им своеобразную оценку. Если родители считали своей главной задачей накормить и одеть ребенка, если основным воспитателем малыша был телевизор, любимыми игрушками — компьютер и игровая приставка, а родителей он умилял отскакивающими от зубов рекламными слоганами, то пройти собеседование при записи в первый класс ему будет трудновато.

Если же с ребенком с рождения много разговаривали, читали ему книги, терпеливо отвечали на бесконечные «почему», ходили в театры и музеи, то ответить на вопросы и выполнить задания во время первого собеседования ему будет несложно и даже приятно. Ведь любой ребенок обычно с удовольствием делится своими знаниями и показывает свои умения.

Формирование классов

Классы формируются приказом директора школы не позднее 30 августа. О зачислении ребёнка и подписании приказа руководство школы обязано известить родителей или законных представителей ребёнка.